Железная дорога в Украине – это не просто транспорт, это часть нашей истории, символ прогресса, который навсегда изменил ландшафт и ритм жизни.
Современный украинец привык к быстрым, комфортным ночным экспрессам, которые преодолевают сотни километров, пока мы спим. Но как выглядели первые железнодорожные путешествия, когда об освещении и высокой технике безопасности не было и мечтать?
Именно 3 ноября 1861 года эта история началась. Впервые украинскими землями (в то время в составе Австро-Венгерской империи) прозвучал гудок пассажирского поезда. Это был именной паровозы «Ярослав», который вел первый пассажирский поезд по маршруту Вена – Перемышль – Львов.
Сегодня, чтобы доехать из Перемышля во Львов, понадобится всего несколько часов. Тогда же маршрут затянулся на целые сутки. Почему? Причина, которая шокирует современного путешественника, была вполне обыденной для XIX века: ночью никто не ездил.
Директор музея истории Львовской железной дороги Роман Патик раскрыл неожиданные детали тогдашних путешествий. Первый пассажирский поезд, стартовав из Вены, остановился на ночь в Перемышле, а в конечный пункт – Львов – прибыл только на следующий день после обеда.
«Фактически до 1890-х годов ночью никто не ездил, – объясняет Роман Патык. – В те времена еще не было нормальных осветительных приборов. Это была обычная техника безопасности».
Световых сигналов, надежных тормозов и привычных нам сегодня средств контроля тогда просто не существовало. Как только начинало смеркаться, машинист давал сигнал и останавливался на станции. Это означало, что для пассажиров путешествие заканчивалось... до утра.
«А как только поезд останавливался на ночь, пассажиры вынуждены были выходить. Они покидали вагоны и шли искать приют: кто-то в гостиницах или заездных дворах, кто-то — в простых корчмах, а иногда и более богатые крестьяне принимали путешественников на ночь», — рассказал господин Патик.
Железнодорожная станция фактически превращалась в логистический хаб, вокруг которого процветал малый гостиничный бизнес. Утром ритуал повторялся: машинист подавал сигнал в путь, и все садились обратно в вагоны, продолжая свой путь.
Это кажется невероятным и даже немного забавным для нас, но именно такие требования к технике безопасности господствовали в первые годы существования железной дороги в Украине.
А вот как на первый поезд, прибывший в Украину, отреагировали люди и почему были обеспокоены, смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также: