Сегодня мы не представляем жизни без железной дороги.
Она пронизывает страну стальными артериями, перевозя миллионы пассажиров и тонны грузов. Но с чего же на самом деле начиналась эта грандиозная история на украинских землях? На самом деле, первые попытки проложить пути были... на Крымском полуострове, и их возникновение было тесно связано с предпринимательством и большой войной.
Если говорить о самых первых проложенных рельсах, то здесь история ведет нас в 1843 год. Отставной мичман Черноморского флота Дмитрий Волохов, владевший каменным карьером в Инкермане, решил максимально упростить транспортировку добытых глыб. Вместо телег он заказал строительство путей.
«Инкерманская железная дорога, так она называлась, была длиной всего километр. Использовали конную тягу, а не паровые локомотивы. Поэтому считать ее полноценной первой железной дорогой на наших землях я бы не стал. Но и не вспомнить об этом первом километре путей тоже было бы ошибкой», — рассказал исследователь истории Аким Галимов.
Интересно, что впоследствии именно по этому маршруту пролегла полноценная железнодорожная ветка, соединившая Лозовую (Харьковская область) с Севастополем. Но настоящий железнодорожный прорыв произошел чуть позже и по совершенно другой причине.
Настоящая, хотя и временная, железная дорога с паровозами появилась на территории современной Украины в разгар Крымской войны (1853-1856). В 1855 году фронт завяз у Севастополя, который взяли в осаду союзные войска: Османская империя, Великобритания, Франция и Сардинское королевство.
Проблема, поставившая под угрозу всю операцию, была до банальности проста: логистика. Как быстро доставить тонны боеприпасов и продовольствия из порта на передовую? Здесь на помощь пришла Великобритания — родина железной дороги, которая только что пережила масштабный «железнодорожный бум». Британцы действовали молниеносно.
«Опытные английские инженеры за два месяца проложили 23 км железной дороги от Балаклавы до Севастополя», — объясняет Аким Галимов.
Благодаря британской эффективности и привлечению опытных моряков, строительство железной дороги продвигалось с невероятной скоростью. Известный британский офицер Генри Хью Клифорд даже записал в своем дневнике:
«Я был впечатлен, увидев прогресс строительства железной дороги в Балаклаве... моряки выполняют за день работы больше, чем полк английских солдат за неделю».
Так на карте появилась Большая Крымская центральная железная дорога, известная также как балаклавская. Она кардинально изменила логистику союзников, обеспечив бесперебойные поставки, и, как следствие, сыграла решающую роль в осаде Севастополя.
Российская империя потерпела поражение. Союзники достигли своих целей, прекратив российскую экспансию. Но, не имея намерения оккупировать Крым, они просто ушли с полуострова.
А что же случилось с этой стратегической «железкой»? К сожалению, ее судьба была печальной, но показательной.
«После окончания войны русские разграбили железную дорогу, рельсы разобрали и продали Османской империи, английские паровозы и вагоны — в далекую Аргентину», — подытоживает Аким Галимов.
Это была исключительно военная спецпуть. А вот реальная же история украинской железной дороги в современном понимании начинается на западе нашей страны с рейса Вена-Львов. Больше о ней в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также:
- Лицо Ярослава Мудрого: историки показали, как на самом деле выглядел создатель «золотого века» Руси
- «Повесть временных лет» может быть не летописью, а первым PR-документом Руси: Ярослав Мудрый на самом деле - «Окаянный»?
- Семейные драмы Киевской Руси: как из-за многодетности Владимира Великого едва не распалось государство?