На поверхности — спокойствие и штиль...
Но стоит заглянуть глубже, и ты увидишь: океан давно перестал быть просто торговым или исследовательским маршрутом. Здесь проводятся спецоперации. Здесь суда становятся инструментами шпионажа. А некоторые — даже средствами диверсий.
Одно из таких — судно «Севморпуть», которое сейчас подозревают в причастности к диверсиям в Балтике. Это уникальное судно. Первый в мире транспортный ледокол с атомной энергетической установкой. И его построили в Украине. Но как получилось, что судно украинского производства оказалось в руках врага? Как и другие корабли, которые сегодня используются для атак на наши города?
Капитан Евгений Лупаков прослужил на флоте 20 лет. Он командовал дивизией подводных боевых лодок. Интересно, что изначально он не планировал становиться военным.
«Я окончил Киевскую физматшколу и имел гражданскую специальность — математик-программист», — рассказал Лупаков.
Но в 70-х годах, когда на советских кораблях начали внедрять боевые информационные системы, флоту срочно потребовались программисты. Так Евгения направили на стажировку на подводную лодку. И уже после первого погружения он влюбился в море.
«Маленькая подводная лодка выходит в море, а за ней — целая армада огромных надводных крокодилов. Она вышла, нырнула — и они ничего с ней не могут сделать. Это же уважение к себе! Я же такой крутой, я подводник», — с улыбкой вспоминает капитан.
Один из самых впечатляющих эпизодов в его карьере — экзамен на рыболовецком судне «Сейнер Тунцеловый».
«А я — военный, что я там у рыбаков могу принимать? “Пойдешь — узнаешь”, — сказали мне. Я пришел. А на “Сейнере Тунцеловом” стоял ультрасовременный на то время гидроакустический комплекс. Были четыре торпедных аппарата и запасные торпеды. А сверху — он “Сейнер Тунцеловый”», — добавил Евгений.
Советская империя мечтала покорить весь мир. И частью этой стратегии была маскировка. Сотни боевых кораблей превращались в гражданские — «мирные» суда, которые на самом деле занимались шпионажем и диверсиями. И эта позорная практика не исчезла. Бывший чекист путин продолжил то, что началось еще при СССР.
В 2023 году общественные вещатели Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии провели совместное расследование. Они обнаружили около полусотни российских кораблей-призраков в Балтийском и Северном морях. Эти суда нарушали международное морское право — отключали свои навигационные системы и передвигались по подозрительным маршрутам.
По данным западных СМИ, все эти суда связаны с секретным подразделением — «Главное управление глубоководных исследований». Операции этой структуры засекречены, и что именно они делают — знают лишь единицы.
Корабли, которые внешне выглядят мирно, давно стали частью скрытой стратегии влияния. И неудивительно, что среди них — те, которые когда-то строили украинцы. Сегодня эти суда могут нести не гуманитарную помощь, а угрозу. Вопрос лишь в одном — кто станет следующей целью?
Разве можно доверять судну с выключенным навигационным маяком? Сколько еще замаскированных кораблей дрейфует в наших водах, ожидая команды? И почему именно океан стал местом, где ведется борьба без свидетелей? Обо всём этом ты можешь узнать в выпуске проекта «Загублений світ» прямо сейчас.
Не пропусти! Каждый понедельник — новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые погрузят тебя в захватывающие истории, невероятные открытия и тайны, формирующие наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!
Читай также:
- Готовимся к летним приключениям: прогноз погоды в Украине на рабочую неделю со 2 по 6 июня
- «Можно было зайти вместе с лошадьми»: правда о тайных подземных тоннелях под резиденцией гетмана Хмельницкого
- Шумовая катастрофа в океане: почему морские гиганты выбрасываются на берег?