История этого полета и посадки вошла в историю авиации
В новом выпуске информационно-познавательного проекта «Затерянный мир», который выходит по понедельникам в 17:15 на телеканале 2+2, автор и ведущий Максим Сухенко рассказал эксклюзивную историю рейса 243 Aloha Airlines. В выпуске собраны все детали жуткой авиакатастрофы, рассказы членов экипажа, пассажиров и расследователей.
28 апреля 1988 года борт Boeing 737 выполнял обычный рейс из Хило в Гонолулу (Гавайи). В тот день это уже был девятый перелет. На борту - 89 пассажиров и 6 членов экипажа. Главная стюардесса - Кларабель Лэнсинг, которую называли просто СиБи, работала уже более 37 лет. В компанию она пришла сразу после окончания школы. Для постоянных пассажиров СиБи - легенда и друг. Две ее напарницы - Джейн Сато-Томита и Мишель Хонда - летали более 10 лет. За штурвалом - пилот Мэделин «Мими» Томпкинс, командир экипажа - Роберт Шорнстаймер. Это один из лучших экипажей на Гавайях. Погода за бортом была идеальной, не было ни одного предупреждения об осложненных метеорологических условиях. Поэтому никто даже представить не мог, чем обернется получасовой перелет.
На двадцатой минуте полета пассажиры почувствовали треск, вспышку, салон заполонил невероятной силы ветер, который высасывал все из самолета. Пассажирка рейса Патрисия Обрей вспоминает, что вещи со свистом вылетали наружу:
«Волосы стали дыбом. Все сидели на своих местах, кроме стюардесс. Я видела стюардессу в крови, которая лежала в проходе. Ее волосы рвал ветер, я видела ее кровь. Больше я ни на что не могла смотреть».
«Мой сосед фактически был за бортом. Стена рядом исчезла, остался только пол. Поэтому я схватил его», - дополняет пассажир Говард Китаока.
В тот момент экипаж еще не осознавал масштабов аварии. Как позже рассказал капитан Боб Шорнстаймер, после взрыва он рефлекторно обернулся. Но вместо салона самолета, увидел голубое небо. Ни стен, ни потолка не было за кабиной пилотов над первыми шестью рядами салона бизнес-класса. Это примерно 35 квадратных метров фюзеляжа. Поскольку пассажиры сидели пристегнутые, их не высосало из самолета. Но люди были на высоте более 7000 метров, без кислорода, при температуре минус 50. Выжить в таких условиях казалось нереальным.
«Просто представьте эту сцену. Верхняя часть самолета разрушена, пассажиры не имеют никакой возможности получить дополнительный кислород, потому что система, которая его подает, исчезла вместе с куском фюзеляжа. На высоте 7200 метров просто нечем дышать. Пассажиры дезориентированы из-за гипоксии. В салоне гуляет ветер, втрое сильнее урагана. Люди, одетые в типичную для весенних Гавайев одежду, вдруг оказались в минус 50 по Цельсию!», - говорит расследователь авиакатастроф Грег Фейт.
Разбитый самолет едва держался на узких балках пола, которые выгнулись дугой. Судно могло в любой момент разлететься вдребезги. Экипаж отчаянно пытался спасти людей и начал экстренное снижение, чтобы посадить самолет на запасном аэропорту - Кахулуи.
Но надо было не только как-то дотянуть до острова, а еще и сесть четко на полосу, лежащую между двух вулканов. Кроме того, пилотам нужно было учесть скорость и направление ветра, количество пассажиров и горючего, а также длину посадочной полосы. Но при заходе на посадку возникли другие проблемы. Когда пилоты попытались выпустить шасси, индикатор носовой стойки не загорелся. Командир пошел на второй круг, и тут у Боинга отказал двигатель...
На посадочной полосе борт встречали команды спасателей и медики, все готовились к худшему сценарию. На высокой скорости, без огромного куска фюзеляжа, лайнер, казалось, приближался к единственному возможному концу - удар, взрыв топливных баков, пожар и смерть всех на его борту. Ведь даже минимальное изменение скорости или направления ветра - могло лишить всех единственного шанса на выживание. В тот момент пассажиры на борту прощались с жизнью, держась за руки, утешали друг друга. Стюардесса Мишель Хонда крепко держала свою раненую подругу Джейн Сато-Томиту.
«Женщина, которая сидела рядом, и ее муж, который сидел с другой стороны прохода, пытались коснуться друг друга хотя бы кончиками пальцев, чтобы попрощаться. Это был очень трогательный момент. Тогда я осознала, что сейчас действительно умру», - вспоминает пассажирка Патрисия Обрей.
В конце концов борт приземлился через 12 минут после чрезвычайного происшествия на борту. Пилот выполнил чрезвычайную работу. Все пассажиры были спасены, хотя семеро получили тяжелые травмы. Однако не обошлось без потерь - где-то над океаном пропала без вести старшая стюардесса СиБи Лансинг.
«Я плакала. Смотрела на самолет, смотрела на людей, которые истекали кровью, и просто касалась себя. Я просто не могла поверить, что выжила», - говорит Патрисия Обрей.
«После взрыва, когда самолет развалился, все произошло очень быстро. Думаю, жертв было бы гораздо больше, если бы пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности», - объясняет командир рейса Боб Шорнстаймер.
О еще одном чуде рассказали спасатели, которые дежурили на посадочной полосе. В самый критический момент - посадки - известные на весь мир ветры Мауи внезапно утихли.
Эта история вошла в историю авиации как одна из самых опасных аварий, после которых удавалось избежать катастрофических последствий. Она доказала, что даже в самых сложных обстоятельствах люди способны на невероятное.
Больше об отваге, мужестве и подвигах пилотов, которые несмотря на экстремальные условия, смогли сделать невозможное - посадить самолет, смотри в проекте «Затерянный мир» прямо сейчас:
Не пропусти! Каждый понедельник новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые будут погружать в увлекательные истории, невероятные открытия и тайны, которые формируют наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!
Читай также: