В Чернигове была заложена уникальная и экстремальная традиция монашества, пришедшая к нам благодаря монаху Антонию.
Узнав о строительстве нового подземного монастыря на Болдыных горах, сюда начали стекаться мужчины и юноши, готовые посвятить жизнь служению Богу. Их главной миссией было не только уединение, но и продолжение раскопок, чтобы расширить монастырские владения. Так появились на свет легендарные Антониевы пещеры, которые и сегодня поражают своей атмосферой.
Согласно историческим свидетельствам, длина Антониевых пещер достигает около 350 метров. Здесь расположены два яруса, каждый из которых скрывает свои тайны.
Жили монахи в небольших кельях, размер которых не превышал 2х2 метра. Как отмечает историк и научный сотрудник национального заповедника «Чернигов древний» Олег Масюта, «это определенный стандарт — как пещера Гроба Господня, размеры очень совпадают». Температура в кельях держалась на отметке +9 градусов, что делало жизнь в них настоящим испытанием на выносливость.
Но самой удивительной и, возможно, самой жуткой традицией было затворничество — полная изоляция от мира. Чтобы избежать физического искушения выйти на поверхность, монахи просили замуровать вход в свою келью, оставив только небольшое окошко.
«Чтобы не было физического соблазна выйти, чтобы «тело не вывело тебя на поверхность», затворники просили закопать их двери, то есть замуровать заживо», — подчеркивает Олег Масюта.
Питание было крайне скудным. Раз в два дня они употребляли только воду, а в непостные дни — несколько проскурок. Еду и воду приносили сверху, передавая через крошечное окошко, которое также служило для выноса горшков. Общение с внешним миром фактически прекращалось. Главной целью было полное уединение для медитаций и молитв. Даже сон был аскетическим.
«Затворники спали сидя, ведь считалось, что физическое наслаждение от сна — это искушение от дьявола. На сон отводилось только 3-4 часа в сутки. Даже доставить удовольствие своему телу, как это пытается любой человек во сне, они себе не позволяли», — объясняет Олег Масюта.
Историки отмечают, что такие случаи были крайне редкими. По словам Олега Масюты, «их были единицы». В домонгольский период Киево-Печерский патерик упоминает только восемь известных монахов-затворников.
«Поверьте, за 20 лет мог случиться один человек, который пошел на такой поступок», — добавляет историк.
Больше интересного о легендарных Антониевых пещерах смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также:
- Что такое Магдебургское право, и кто его уничтожил в Киеве? Простое объяснение от исследователя истории
- Почему мы были Русью, а стали Украиной? История трансформации названия нашего государства
- Скрытый надгробный памятник: как и почему московский патриархат пытался стереть память о князе Острожском?