Украинская и польская история переплетаются настолько тесно, что иногда одни и те же события или личности получают абсолютно противоположные оценки.
Ярким примером этого являются гайдамаки – вооруженные группы людей, действовавшие на Правобережной Украине в XVIII веке. Для современных украинцев это часто символ борьбы за свободу, тогда как для поляков – синоним грабителей и разрушителей. Почему же сложилось такое разное восприятие и когда же появились эти загадочные «сухопутные пираты»?
- Где и когда появились гайдамаки?
Чтобы понять появление гайдамаков, нужно окунуться в конец XVII века. В 1686 году «Вечный мир» между Московией и Речью Посполитой разделил украинские земли: Левобережье и Киев отошли к Московскому царству, а Правобережье осталось за Речью Посполитой.
Уже в 1699 году польский король Август II ликвидировал казацкий строй на Правобережье, считая, что казаки больше не нужны. Это привело к обратному эффекту — вспыхнули казацкие восстания, стремившиеся восстановить Гетманщину. Ситуация ухудшилась с началом Великой Северной войны (1700 г.), где Речь Посполитая стала союзницей Московии, превратив Украину в «настоящий армагеддон», где «все воюют против всех».
Московско-турецкая война (1711 г.) еще больше дестабилизировала регион. Войска Петра I были разгромлены на реке Прут, и хотя он отказался от претензий на юго-западное Правобережье, отступая, опустошил эти земли и депортировал 100-200 тысяч украинцев (преимущественно бывших казаков) на Левобережье. Петр I боялся возрождения казачества на правом берегу Днепра. Этот хаос и обнищание стали благоприятной почвой для появления новых вооруженных группировок.
Профессор и доктор исторических наук Вадим Ададуров описал эту территорию как место постоянных войн, сопровождавшихся перемещением огромного количества войск, полной деструкцией хозяйства и социальной жизни.
«Войска питались за счет местного населения, а сама территория имела неопределенный статус. После Прутского мира она была вне досягаемости России, попала под влияние Османской империи, а впоследствии, в результате ряда договоренностей, была возвращена Речи Посполитой. Однако переселение населения с правого на левый берег привело к тому, что на Правобережье остались преимущественно «низшие слои», неимущее население. По описаниям тогдашних дипломатов, например Юста Юля, который проехал по этой территории в 1711 году, это было «зрелище отчаяния и нищеты», - рассказал Вадим Ададуров.
Польский историк и научный сотрудник института истории Тадеуша Мантофеля Польской академии наук в Варшаве Адам Данильчик отмечал, что эти территории были в значительной степени незаселены:
«Сел было немного больше, но типичный город имел около 170 дымов (то есть 170 домов), а село насчитывало около 20 дымов (то есть 20 домов). По оценкам, один город занимал 600 км²».
- Кто же они, гайдамаки?
Именно на этих опустошенных войной землях начали действовать группы вооруженных людей. Они ностальгировали по казачеству, не подчинялись официальной власти Речи Посполитой и занимались грабежами богатой шляхты. Их называли гайдамаками.
«Относительно появления гайдамаков существуют разные мнения. Я думаю, что на Правобережье сложились в первой половине XVIII века очень благоприятные условия для возникновения этого социального явления», - отметил профессор Вадим Ададуров.
Слово «гайдамак» имеет тюркское происхождение и означает «грабить», «нападать». Первые письменные упоминания о гайдамаках датируются началом XVIII века, в частности 1717 годом, преимущественно в польских письменных источниках. Речь шла о «кучах гайдамацкой сволочи», которые «разграбляют имения шляхты» на Правобережье. Поэтому коннотация этого термина в польских источниках была однозначно негативной. И для современных поляков «гайдамак» и сегодня является синонимом слова «грабитель».
- Герои или разбойники: почему восприятие разное?
Однако для украинцев слово «гайдамак» приобрело несколько иное значение. Исследователь истории Аким Галимов проводил параллель со словом «казак»:
«Я уже рассказывал, как возникло слово «казак». Оно тоже тюркского происхождения и тоже изначально имело негативное значение, было синонимом грабителя или разбойника, а затем стало синонимом слова рыцарь. То же самое было с понятием гайдамака».
Ближе к середине XVIII века для многих украинцев слово «гайдамака» стало синонимом слова «бунтовщик против власти» и не всегда воспринималось негативно. Адам Данильчик характеризовал гайдамаку как «люзну», то есть свободного человека, который мог передвигаться и отправляться на рейды. Профессор Вадим Ададуров отмечал, что «это люди, которые испытывали определенную жажду свободы, которую они не находили даже в обществе Запорожской Сечи». Он добавлял:
«Это люди, которые бывали на Сечи, которые там жили, но они не принадлежали к руководящему звену, они не принадлежали к верхушке, к старшине. Это были преимущественно наемные работники, которые обслуживали рыбные промыслы, поля и так далее, но явно имели амбиции, но не имели возможности для их реализации», - добавил профессор.
Больше об этом гайдамаках и Колиивщине смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова:
Читай также:
- Первая встреча после покушения: Виктор Ющенко раскрыл детали разговора с путиным после своего отравления
- Были фармацевты, педиатры и даже психотерапевты: как колыбелью первой больницы Руси стала Киево-Печерская Лавра?
- Прощание со скрипом с российским наследием: избавиться от имперского прошлого сложнее, чем кажется?