Даже если это откровенный бред…
Социологи говорят, что когда уровень доверия к официальным СМИ снижается, то как источники информации на первый план выходят они – слухи и сплетни. Особое внимание этому источнику пропаганды уделяли советские спецслужбы, которые использовали различные каналы, включая вокзалы и базары, для распространения слухов в политических целях.
«В маркетинге существует теория «семи контактов», согласно которой человек, услышав информацию семь раз, начинает верить в ее правдивость. Это особенно эффективно работает с россиянами, где информацию пропагандируют через разные каналы – от школьных уроков до обсуждений на работе», – рассказал аналитик Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Сергей Жуков.
Еще в 1951 году психолог Соломон Аш провел эксперимент, где показал, что люди способны повторять чепуху, если это делают другие, даже когда очевидно, что это неправда. Он отобрал несколько десятков студентов вроде бы для проверки зрения. Им нужно было на двух картах найти одинаковые вертикальные линии. Каждая группа состояла из семи подставных актеров и одного объекта изучения, который всегда отвечал последним.
«Несмотря на очевидность выбора, 80% испытуемых в ходе эксперимента повторяли полную чушь за провокаторами. Было заметно, что они встревожены, нервные и дезориентированные», – говорит психолога и психотерапевт Ольга Шершнева.
После этого Соломон Аш изменил правила эксперимента – вместо одного актера вел другого обычного студента. Наличие хотя бы одного союзника кардинально изменило статистику. Теперь уже 50% испытуемых держались своей точки зрения.
«Эксперимент Соломона Аш доказал, что люди боятся быть в меньшинстве. В психологии есть такое понятие «синдром Робинзона Круза», когда человек остается в одиночестве, он начинает испытывать усиливающийся чрезвычайный внутренний дискомфорт. Пропагандисты пользуются этим и пытаются предложить людям то, что им нужно, а именно – быть в группе, в социуме, в своей стае», – рассказала Ольга Шершнева.
Именно на «эффекте толпы» основан еще один метод пропаганды «фургон с оркестром». Как его использует россия, смотри в проекте «Под маской пропаганды» прямо сейчас:
Читай также:
- «Неизвестный герой» и «абсолютная очевидность»: как кремлевские методы пропаганды влияют на общество?
- Сила пропаганды: эксперимент «Третья волна» превратил американских подростков в озлобленную управляемую массу
- За кулисами советской и российской пропаганды: в Украине есть уникальный музей, рассказывающий всю историю влияния