Открытие древнеегипетской наскальной живописи вблизи Асуана может перевернуть наши представления о периоде непосредственно перед первой династией фараонов.
Это уникальное произведение искусства, которому может быть до 5100 лет, дарит нам редкую возможность заглянуть во времена, окутанные дымкой тайны.
Как пишет издание Live Science, на гравюре, обнаруженной на западном берегу Нила в ноябре 2022 года, изображена изысканная лодка, которую тянут пять фигур. В задней части лодки стоит человек с веслом, а рядом с ним находится закрытое помещение, похожее на каюту, где сидит загадочная особа.

Автор исследования, Дориан Ванхюлле, директор и куратор Музея Мальгре-Тут в Бельгии, предполагает, что эта сидячая фигура может быть представителем царской семьи. Хотя некоторые детали не сохранились, удлиненный подбородок, типичный для ранних правителей (возможно, накладная борода, которую носили цари со времен Первой династии), и вертикальная линия на голове, которая может быть головным убором, усиливают эту гипотезу.
Ванхюлле датировал наскальный рисунок, исследовав его стиль. Серповидная форма лодки и фигуры, которые ее тянут, напоминают изображения лодок протодинастического и раннего династического периодов. Каюта похожа на изображения лодок позднего додинастического периода, а «рога» на крыше второй каюты были распространенной особенностью в начале первой династии.

Однако Ванхюлле не считает, что изображенная фигура - это Нармер, основатель первой египетской династии (около 3085 года до нашей эры). На гравюре отсутствует серех - иероглифический символ, который изображал фасад дворца с именем царя и Гора. Это отсутствие свидетельствует о том, что гравюра была создана «на рассвете Первой династии, возможно, незадолго до правления Нармера».
Алехандро Хименес Серрано, египтолог из Университета Хаэна, который не участвовал в исследовании, подтверждает, что отсутствие сереха является «важной деталью». Он отмечает, что это может свидетельствовать о том, что сидячая фигура предшествует широкому использованию этого королевского символа в официальном наскальном искусстве.

Качество исполнения этой и других гравюр позволяет предположить, что региональные власти могли нанимать специалистов по наскальной живописи задолго до того, как были построены первые пирамиды. Это открытие является чрезвычайно важным, ведь «существует ограниченный корпус протодинастического наскального искусства», - отмечает Хименес Серрано.
Однако интерпретация наскального искусства - дело непростое. Ванхюлле и Хименес Серрано отмечают определенные ограничения в исследовании. Например, трудно понять, действительно ли вертикальная линия над головой человека является головным убором, или удлиненный подбородок – это искусственная борода. Даже пол сидячей фигуры остается неопределенным.

Несмотря на эти вызовы, находка под Асуаном открывает новые горизонты для исследований и предоставляет ценные подсказки о сложном периоде формирования египетского государства. Что еще скроют пески времени? Только дальнейшие раскопки и исследования смогут дать ответ.
Читай также: