Длительное использование компьютерной мыши давно ассоциируется с болью в запястье, синдромом перегрузки (RSI) и дискомфортом.
И хотя производители уже предлагали «эргономичные» решения с наклонными рукоятками или трекболами, проблема не исчезла. Исследователи решили пойти дальше — и создали два радикально новых прототипа мышей, которые могут изменить представление о компьютерных аксессуарах. Об этом сообщает издание LiveScience со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале ACM Interactions (сентябрь-октябрь 2025 года).
Что это за новые мыши?
Один из прототипов получил сетчатый гибкий корпус, который пользователь сжимает в руке. Другой — вертикальную А-образную конструкцию, которая больше похожа на миниатюрный джойстик. Оба варианта созданы с одной целью — минимизировать лишние движения запястья, которые чаще всего приводят к травмам.
Как отмечают исследователи, обычная жесткая оболочка мышей и необходимость часто поднимать ее, чтобы «дотянуться» до края экрана, создают критическую нагрузку:
«По нашему мнению, эффективность эргономичных устройств могла бы значительно улучшиться, если бы учитывалось, что руки пользователей не являются жесткими твердыми телами».
Тесты на геймерах и студентах
Новые конструкции испытали 28 студентов KTH, большинство из которых активно пользуются мышью, в том числе для видеоигр. Из них 11 участников уже испытывали хронический дискомфорт, а четверо — клинически подтвержденный RSI. Результаты оказались неоднозначными:
Fleximouse (сеточная) понравилась тем, что уменьшала движения запястья, но пользователям не хватало привычного колесика.

A-образная вертикальная мышь уменьшила дискомфорт, но имела проблемы с посадкой — даже небольшие различия в размере руки влияли на удобство.

Несмотря на замечания, оба прототипа значительно сократили количество движений запястья — а именно это ученые считают ключевым фактором в борьбе с RSI.
Будущее «персональных» мышей
Исследователи убеждены, что в ближайшем будущем компьютерные мыши можно будет подбирать так же индивидуально, как размер перчаток или обуви. Современные возможности 3D-печати и мягкой робототехники уже позволяют создавать гибкие корпуса, которые подстраиваются под руку конкретного пользователя.
«Идея настройки и персонализации компьютерной мыши — подобно одежде — теперь кажется ближе к реальности», — пишут исследователи.
Читай также:
- «Антихолинестеразный» и «актер в земле»: Ярослав Дерпак о забавных и сложных моментах во время съемок «Тримайся, братику»
- Спортивные добавки под микроскопом: что реально работает, а что только красиво упаковано
- Путешествует по городам с крокодилами и ядовитыми пауками: американец создал передвижной «Ковчег»