«У каждого героя есть реальное лицо»: режиссёр Дмитрий Андриянов о том, как рождался сериал «Фортеця»

Фортеця Сериалы и кино Больше о 2+2
«У каждого героя есть реальное лицо»: режиссёр Дмитрий Андриянов о том, как рождался сериал «Фортеця»
Распространить в социальных сетях:

4 декабря в 18:20 на телеканале 2+2 состоится долгожданная премьера четырёхсерийной военной драмы...

Эта лента — чрезвычайно откровенная история об обороне Харькова в первые дни полномасштабного вторжения, созданная на основе реальных рассказов военных, волонтёров и обычных жителей города. Режиссёр Дмитрий Андриянов воспроизвёл события глазами простых харьковчан — менеджеров, барменов, поваров, учителей, водителей, которые в судьбоносный момент объединились, чтобы встать на защиту своей земли. Герои «Фортеці» — это не просто художественные образы. Это воплощение той атмосферы, того единения и тех мгновенных реакций на ключевые события, которые превратили обычных людей в несгибаемых защитников.

Дмитрий Андриянов в эксклюзивном интервью рассказал о том, как создавали Харьков в Киеве, о сотрудничестве с ГУР и об ответственности.

Дмитрий, расскажите, о чём этот сериал, чем он вас лично зацепил?

Это кино о мужской поддержке, дружбе, бешеной молодости и жажде победы. Герои серии «Пума» — это фанаты футбольного клуба «Металіст», участники движения «Ультрас». Это те самые ребята, которые придумали известную кричалку и песню про диктатора. В начале войны эти парни повзрослели за несколько дней, взяли на себя большую ответственность за свой город, не дожидаясь приказов, стали на его защиту.

Андріянов, Ткачик

То есть, в основу сериала легли реальные истории?

Сценаристы, которые сами являются харьковчанами, создавали серии на основе интервью с реальными людьми, участниками и свидетелями тех событий. Каждая серия раскрывает историю глазами главного персонажа и носит его имя: «Пума», «Тостер», «Море», «Харьков». У Пумы, которого сыграл Александр Зарубей, и Тостера (Юрий Дяк) есть реальные прототипы. Актёры общались с ними, вместе работали над образами. Море, которую сыграла Мария Ткачик, — собирательный художественный образ, воплощение женщин-волонтёрок, которые также присоединились к защите города. События вокруг неё — тоже собраны из тех интервью. Эти не знакомые между собой люди, которые просто жили в одном городе, случайно встречаются на школьном стадионе. Эта встреча потом объединяет их всех в общую историю.

Фортеця

Как вам работалось над этим проектом?

Очень ответственно и очень интересно. Самой большой сложностью было то, что мы не могли снимать в Харькове из-за опасности, поэтому нам пришлось «создавать» Харьков в Киеве. Мы пересмотрели множество видео и фотографий, искали в Киеве дома и дворы, похожие на Северную Салтовку. Особенно сложно было воссоздать здание облгосадминистрации, куда попали две ракеты. Эта сцена есть в фильме, поэтому мы искали художественные средства и использовали документальные кадры, чтобы добиться максимальной правдивости.

Фортеця

Для этого вы привлекали к съёмкам настоящих военных?

Нам очень помогали военные из подразделения ГУР «Кракен». Ребята стали прототипами наших героев, приезжали на площадку как консультанты и даже снялись в эпизодических ролях. Военные также предоставили нам военную технику. Специально для съёмок нам из Харькова пригнали БТР, который наши ребята из ЗСУ трофеировали у россиян. Мы только замазали «Z» на крест. Его могли видеть жители Борщаговки. Так же пригнали «Тигр» — тоже трофейный, который бойцы «Кракену» отбили у россиян именно в Харькове. Он, кстати, ездил по Дарнице.

Кто из актёров вас удивил во время съёмок?

Я вообще в восторге от кастинга. Влад Вербицкий и Александр Зарубей создали прекрасный актёрский дуэт, они выглядели как лучшие друзья с детсада — настолько мощный ансамбль у них получился. Александр Зарубей пришёл на площадку уже имея серьёзный боевой опыт. Я очень хотел его на эту роль, ведь раньше он постоянно играл «орков». Я сказал: «Саня, ты же сейчас военный, ты же пошёл добровольцем! Ты должен сыграть нашего героя!»

Саша много подсказывал на площадке. Например, в сцене, где диверсионная группа заходила в тыл врага, он предложил снять бронежилеты и каски, чтобы работать тихо, рукопашно, с ножами. Иначе выстрелы могли сорвать операцию. Он объяснял, как удобнее носить автомат (закручивать ремень на приклад), чтобы он был более мобильным.

Так же органично выглядели Юрий Дяк и Ярослав Шахторин, а позже к Юре присоединился Кирилл Парастаєв.

На роль Море я пригласил Марию Ткачик. У неё глубокие голубые глаза, она похожа на русалку, какая-то неземная красота. Её партнёрша — студентка Иоланта Богдюн — глубокая, драматическая актриса. В эпизодах снялись сильные актёры, такие как Богдан Бойлук и Сергей Журавлёв. Они согласились на небольшие роли, потому что их очень зацепил материал. Все работали с огромной отдачей, были очень вовлечены.

Дяк

Каков ваш стиль работы с актёрами?

Мой стиль — импровизация. Я кайфую, когда актёры предлагают что-то в рамках идеи и месседжей фильма. Это признак того, что они «в материале». Наш главный месседж — город как герой, а сила — в единстве и моральном выборе людей, которые, не имея военного опыта, становятся на защиту своей земли.

Какая сцена была самой сложной во время съёмок?

Наверное, самой сложной была сцена, когда ракеты попали в облгосадминистрацию. Там было много людей, пиротехники, каскадёров, спасателей, и она была драматически тяжёлой. В частности, сцена, где Пума вытаскивает своего погибшего друга из-под завалов. Мы с художником и оператором старались максимально воссоздать, как выглядела администрация после взрыва: цвет стен, рассыпанный гипсокартон, железные профили… Мы постоянно консультировались, чтобы максимально передать колорит города и его настроение в те дни.

Фортеця

Почему, на ваш взгляд, такие фильмы, как «Фортеця», важно делать сейчас?

Я считаю, что их нужно делать потому, что их создают люди, которые живут в этих событиях, чувствуют искренние эмоции. Через 10–20 лет это будет совсем другое кино. Сейчас эти фильмы могут восприниматься очень болезненно. Например, моей маме и жене было тяжело смотреть ленту «Звичайна людина», потому что там было много моментов, которые были и в нашей семейной истории во время эвакуации. Но в этом и есть сила искусства: вызывать эмоции, фиксировать правду момента для будущих поколений и таким образом превращать общую боль и опыт в мощную коллективную память и сопротивление.

Читай также:

Распространить в социальных сетях: