Как известно, чистый автомобиль – хороший автомобиль. Однако мытье машины, особенно в зимний период, – далеко не безобидная процедура, способно привести не только к порче внешнего вида машины, но и в различных технических проблем.
Казалось бы, как мойка может навредить автомобилю? Вода, тряпки, активная пена, и напор воды не способны нанести металлам, стеклу и пластику серьезные "увечья".
В этом утверждении как раз и кроется опасность: именно во время мойки лакокрасочное покрытие покрывается паутиной мелких царапин, повреждается лак, наносится вред многим другим компонентам машины.
Среднестатистический автовладелец посещает автомойку примерно 50 раз в год. Умножим на среднее время владения новой машиной (5 лет) и получим 250 циклов. Это очень серьезное механическое воздействие на тонкое покрытие кузова, сравнимое разве что с действием дорожных реагентов. Поэтому раскрываем секреты качественного мытья!
Существует множество возможностей смыть грязь с кузова автомобиля:
- Бесконтактная мойка – пожалуй, самый распространенный и наименее вредный вариант очистки автомобиля от дорожной грязи. С помощью мощной струи воды сбивается верхняя часть грязного налета, затем бесконтактно наносится активная пена вступает в реакцию со сложными загрязнениями кузова. На третьем этапе грязь окончательно смывается с кузова.
- Контактная мойка щетками – мойка автомобиля с помощью вращающихся щеток с мягким ворсом. Используется для очистки стойких загрязнений. Щетки очищают обработанный водой и активной пеной кузов.
- Есть и другие виды и подвиды моек, например, "сухая" мойка портального или конвейерного типов и даже мойка с самообслуживанием.
Список для выбора немаленький, но нужно определить, какая мойка самая эффективная и, что важнее, наносит меньший вред автомобильной краске.
Почему мойка портит лакокрасочное покрытие
Во время мойки кузова и стекол автомобиля все его поверхности подвергаются механическому воздействию. Загрязнители, в свою очередь, выполняют роль абразивов – они физически царапают покрытие и химически влияют на лакокрасочное покрытие. По большому счету, не имеет значения, кто и как выполняет мойку – бездушный автоматический комплекс с множеством щеток, или мойщик со шлангом. Принципиально процедура от этого не меняется – песок и пыль делают свое "грязное" дело. Разница заключается лишь в том, как и когда именно происходит влияние вредных веществ на кузов и его защитные слои.
Автоматическая мойка
Механические "душевые кабинки" очищают автомобиль горизонтальными и вертикальными вращающимися щетками. Человеческий фактор в случае с ними полностью исключен, а вредное воздействие на кузов – ничуть. При регулярном использовании этот тип моек быстро приводит к помутнению лака и набивает глубокие царапины на краске, тем самым позволяя влаге и реагентам беспрепятственно проникать в толщу покрытия.
Любая автомойка – это бесконечный поток автомобилей большей или меньшей плотности. Загрязнения автомобилей может быть разной интенсивности. Одна машина проедет, и из нее просто зчистять тонкую пленку реагента, а с другой сметут десятки граммов песка или почвы. Часть этой грязи пойдет в стоки вместе с водой. Но определенная часть останется на щетках автоматической мойки.
Почти незаметные глазу песчинки налипают на щетки автомойки, и через некоторое время устройство очистки может начать вести себя почти как наждачная бумага.
Определить серьезное загрязнение щеток мойки достаточно легко – они будут серого или грязно-коричневого цвета. В такие заведения свой автомобиль в коем случае загонять нельзя.
Бесконтактная мойка
На фоне автоматической бесконтактная мойка выглядит чуть ли не панацеей. Здесь не используются щетки, механическое воздействие на кузов машины вроде отсутствует, поэтому повредить лак и краску таким методом просто невозможно. И снова ошибаетесь! Никаких щеток при таком способе мойки действительно не используется, зато их роль с успехом выполняет вода, которая под мощным давлением забивает грязь в лакокрасочное покрытие.
Секрет повреждений при бесконтактном способе мойки прост: ради экономии времени горе-"мойдодыры" грубо пренебрегают технологией и упускают один или несколько этапов. Забывают предварительно смыть загрязнители, не ждут, пока моющая пена их растворит, или, не дожидаясь, пока пена стечет, начинают размазывать грязь губками. Кроме того, во время такой мойки могут использовать плохо промытые или старые губки, на которые налипли песчинки.
Опасность повреждения сильно возрастает в случае применения не предназначенного для мойки машины средства. Кроме того, агрессивные химические соединения, которые применяются для мытья машин, кроме грязи, разрушают и детали автомобиля, если их не смыть вовремя.
Не меньшую опасность представляют для автомобиля резиновые водосгоны, которыми ушлые мойщики "сушат" кузов и стекло. Песчинки, попадающие под чудо-щетку, наносят вред лакокрасочному покрытию вашей машины.
Кстати, о воде. Моечный шланг выдувает ее под огромным напором, с которым нужно обращаться очень осторожно, чтобы не повредить нежные детали и не сбивать краску в районе колесных арок и других проблемных мест. Именно там лакокрасочное покрытие "устает" быстрее, а мощный натиск только ухудшает ситуацию.
Особенно опасна бесконтактная мойка в зимний период, когда кузов и лакокрасочное покрытие машины подвергаются сильнейшему температурному стрессу: после "горячей" мойки краска сжимается неравномерно, образуются микротрещины, которые постепенно перерастают в очаги коррозии. Вода, оставшаяся после мытья, в процессе замерзания сильно расширяется и разрывает резинки в пильовиках и сайлентблоках, сочленениях патрубков и других "нежных" местах. Влага может проникать в негерметичные полости фар и даже рвать металлические панели кузова и радиаторы.
Мыть или не мыть?
Как часто мыть машину, каждый автовладелец решает сам. Частое мытье вредит лакокрасочного покрытия, однако реагенты и грязь, что накапливается на машине, убивают ее не менее быстро. В этом деле важно придерживаться принципа золотой середины. А также не пренебрегать элементарными правилами качественного мытья и доверять эту операцию только профессионалам.
Читайте также:
Автолайфхаки: как уберечь автомобиль от угона
Лайфхаки опытных автомобилистов