Киев, древняя столица Руси, всегда был лакомым куском для многих правителей.
Одним из таких был польский князь Болеслав I Храбрый, чей поход на Киев в 1018 году оброс многочисленными легендами. Эти истории, которые передавались из поколения в поколение, создали ложное представление о тех событиях, особенно о мифическом мече Щербец и Золотых воротах. Давайте окунемся в водоворот прошлого и разберемся, что было правдой, а что – лишь красивой байкой.
Самый известный миф, породивший киевский поход Болеслава, рассказывает о том, как польский князь, войдя в Киев, ударил своим мечом о Золотые ворота. От этого удара на мече появилась зазубрина, и его прозвали Щербцом. Этот меч, по легенде, стал одной из главных реликвий польских королей и использовался во время их коронации.
Звучит эффектно, не так ли? Настолько эффектно, что до сих пор жив в массовом сознании. Профессор Варшавского университета Хероним Граля развеивает этот миф, сравнивая его с футбольным матчем, где «Польша и Украина» сыграли «1:1»:
«Несуществующий меч, секущий несуществующие золотые ворота. Не было ни одного, ни другого. Болеслав, конечно, имел меч и мог им ударить, но это точно не был Щербец. И ворот, «точно не золотых», тоже»
Историк и исследователь средневековой Украины и Восточной Европы Вадим Аристов подтверждает, что история о Щербеце и Золотых воротах является выдумкой. Он объясняет:
«Конечно, это вымышленная вещь, Золотых ворот тогда еще не было, меч тоже значительно более позднего времени, это 15 век. Но важен не сам факт, а мотив, который лежит в основе этой легенды», - объясняет он.
Аристов проводит параллель между историей Болеслава и легендарным сюжетом из русской хроники об Олеге, который прибивает щит на воротах Царьграда. Для киевских князей Царьград был символом желания, величия, к которому они стремились приобщиться. А потом, Владимир, как уже известно, приобретает оттуда дружину.
«Что же делает Болеслав, согласно легенде? Он также что-то делает с воротами Киева – ударяет по ним мечом. И, что самое интересное, это уже правда: он забирает из Киева в плен двух дочерей Владимира. Этот факт может свидетельствовать о том, что для тогдашней древнепольской элиты Киев имел такое же значение, как Царьград для русичей. Он был чем-то выдающимся, чем-то желанным», - рассказал Вадим Аристов.
Наиболее парадоксальным в этой истории является то, как современники тех событий восприняли киевский поход Болеслава. Сегодня мы часто трактуем его как завоевательный поход, грабеж и насилие. Однако, как отмечают историки, для тех, кто жил в те времена, это стало началом крепкой дружбы и партнерства.
Мифы, возникшие вокруг киевского похода Болеслава, являются ярким свидетельством того, как история может быть адаптирована и переосмыслена. Они служат не только как увлекательные рассказы, но и как зеркало, отражающее ценности, стремления и культурные особенности разных эпох.
Больше интересного об отношениях между средневековой Польшей и Украиной – в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также: