Этот факт остается малоизвестным, хотя именно здесь, на Болдиных горах, зародилась черниговская монастырская традиция, которая сделала эти подземные ходы уникальным памятником архитектуры и духовности.
Многие были уверены, что Антоний раскопал пещеры в Киеве, там всю жизнь молился и там же и умер. Однако он, к сожалению, стал жертвой политических интриг, которые бушевали во времена Киевской Руси.
«Антоний принадлежал к монашеству, на греческом языке это исихазм. Это учение считается наиболее мистическим в христианстве, которое предполагает поиск Божьей энергии внутри себя, но с полным отказом от земной жизни. Для этого, в принципе, Антоний и жил в пещере, чтобы не было внешних раздражителей. Там идет практика, сравнимая с медитацией и йогой. С такими людьми в злые шутки всегда играет политика, потому что они не могут жить сами по себе и находиться в неизвестности. Когда население знает о существовании таких людей, их считают уже фактически при жизни святыми, к ним идут брать благословение. Разумеется, идут и князья», - рассказал историк и научный сотрудник национального заповедника «Чернигов древний» Олег Масюта.
В Киевской Руси XI века христианство быстро набирало популярность, а монашество становилось все более уважаемым. Монахи считались носителями особых добродетелей, их жизнь в молитвах и труде была примером для подражания. Антоний, как основатель Киево-Печерского монастыря, пользовался безоговорочным авторитетом. Его аскетическая жизнь и духовная мудрость привлекали не только простых людей, но и знать, и даже князей.
Однако даже такие уважаемые личности, как Антоний, не могли избежать влияния политических интриг, бушевавших в те времена. История переезда Антония в Чернигов тесно связана с драматическими событиями. В 1076 году киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, нарушил крестную клятву, схватив и заключив в тюрьму своего противника, полоцкого князя Всеслава. А когда в очередной раз обратился к Антонию за благословением, монах отказал ему, считая его отступником от Бога за нарушение клятвы. Антоний предрек князю поражение, которое действительно скоро постигло Изяслава.
«Он вообще хотел разогнать Киево-Печерский монастырь. Тогдашний руководитель Феодосий договорился с черниговским князем, чтобы тот дал приют Антонию и тот согласился. Когда Антоний прибыл в Чернигов, то выбрал это место (Черниговские пещеры), выкопал себе здесь небольшую келью, в которой и поселился», - пояснил Олег Масюта.
Переезд Антония в Чернигов не был случайным. У черниговского князя Святослава был свой расчет: он стремился побороться со своим старшим братом Изяславом за киевский престол. Присутствие такого влиятельного духовного лица, как Антоний, значительно усиливало авторитет Черниговского княжества.
«Если подытожить, получается, что Антоний в тот момент был очень известным, очень влиятельным и почти святым, его авторитет был неоспоримым, но два князя между собой использовали его», - отметил исследователь истории Аким Галимов.
Хотя Антоний прожил в Чернигове меньше года - вскоре князь Изяслав передумал и пригласил монаха обратно в Киев – даже за такое короткое время его пребывание оставило значительный след. Именно Антоний начал в Чернигове традицию монашества, проложив путь к созданию величественных подземных комплексов, которые мы знаем сегодня как Черниговские пещеры.
Больше об удивительной истории Чернигова времен Киевской Руси смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова:
Читай также:
- Колиивщина – украинская и польская память: взгляды историков на кровавое восстание 18 века
- Загадки кровавого восстания XVIII века: что такое Колиивщина и почему о ней говорят до сих пор?
- Превосходил Париж: какой украинский город времен Руси был настоящим гигантом и соревновался за первенство только с Киевом?