Станет ли это началом новой эры во взаимодействии человека и машины?
Новое исследование, опубликованное в издании Communications Psychology, вызвало настоящий ажиотаж в мире науки и технологий. Ученые из Женевского университета (UNIGE) и Бернского университета (UniBE) утверждают, что распространенные модели искусственного интеллекта (ИИ) превосходят людей по уровню эмоционального интеллекта, особенно в эмоционально напряженных ситуациях. Эта новость заставляет нас задуматься: действительно ли компьютеры уже могут понимать наши чувства лучше нас самих?
Как отмечает livescience, ученые взяли несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект (это способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и т.д.) и дали их пройти не только людям, но и известным искусственным интеллектам. Среди них были такие, как ChatGPT-4, Gemini 1.5 Flash, Claude 3.5 Haiku и другие.
Результаты просто шокировали! Искусственный интеллект выбирал правильные ответы в 81% случаев, тогда как люди справились лишь на 56%. Это означает, что ИИ гораздо лучше находил выход из сложных, эмоциональных ситуаций, чем человек.
Более того, когда ученые попросили ChatGPT создать новые вопросы для этих тестов, эксперты подтвердили: они были такие же хорошие и оригинальные, как и те, что уже существуют. Это показывает, что ИИ не просто пересказывает то, что уже знает, а может создавать что-то новое, что соответствует человеческим стандартам.
Хотя результаты исследования кажутся впечатляющими, эксперты призывают не спешить с выводами. Например, в издании livescience они указывают на несколько важных моментов:
- Таймур Иджлал, специалист по финансам и информационной безопасности, отмечает, что даже людям бывает трудно понять эмоции друг друга, а психологи могут толковать их по-разному. Поэтому, по его мнению, то, что ИИ лучше справился с тестом, не означает, что он имеет более глубокое понимание эмоций. Скорее всего, он просто чаще давал статистически ожидаемый ответ.
- Науман Джаффар, основатель компании CliniScripts, создающей ИИ-инструменты для психического здоровья, объясняет: ИИ прекрасно распознает закономерности. Он хорошо видит эмоциональные сигналы, которые соответствуют определенным «шаблонам», например, выражению лица или определенным словам. Но приравнивать это к глубокому «пониманию» человеческих эмоций - это преувеличение.
- Джейсон Хеннесси, руководитель Hennessy Digital, сравнивает это исследование с известным тестом «Чтение мыслей по глазам». В нем ИИ тоже показывал неплохие результаты. Однако, как только в таких тестах меняются мелкие детали – например, освещение на фотографии или культурный контекст - точность ИИ резко падает. Это говорит о том, что его «понимание» очень зависит от конкретных условий.
Итак, хотя ИИ, возможно, еще не «понимает» эмоции в полном смысле этого слова, как это делают люди, его способность распознавать и реагировать на эмоциональные сигналы в определенных контекстах впечатляет. Станет ли это началом новой эры во взаимодействии человека и машины? Время покажет.
Читай также: