Археологи считают, что они могут раскрыть историю древних ритуалов
В самом сердце Сальвадора, на вершине древней пирамиды, археологи раскопали удивительную находку: 2400-летние марионетки, которые, возможно, были ключевыми участниками ритуальных представлений. Как пишет издание arkeonews, эти крошечные фигурки, найденные командой археолога Яна Шиманского из Варшавского университета, открывают новую страницу в понимании мезоамериканских культур среднего доклассического периода.
Пять кукол, изготовленных из глины, поражают своими драматическими выражениями. Три большие фигурки, высотой около 30 см, имеют съемные головы с отверстиями, через которые, вероятно, протягивались веревки.

Это позволяло кукловодам поворачивать головы, создавая иллюзию пения, разговора или движения. Две меньшие куклы, 10 см и 18 см, также имеют открытые рты, некоторые из которых демонстрируют видимые языки.
«Эти фигурки – настоящие «глиняные актеры», - отмечает Шиманский, - Меняя их одежду и украшения, можно было создавать разные персонажи для каждого спектакля».
Поражает то, как меняются выражения кукол в зависимости от угла зрения. Кажется, будто они оживают, готовые рассказать свою историю. Радиоуглеродное датирование и анализ керамики показали, что марионетки были похоронены около 400 г. до н.э., в период, когда мезоамериканские культуры, в частности майя, активно развивались. Интересно, что в отличие от соседних майя, которые создали сложные иерархические общества, жители Сан-Исидро, вероятно, жили в более эгалитарном обществе.
Фигурки классифицируются как «фигуры Болина», стиль, найденный на нескольких археологических памятниках. Однако, большинство из них были найдены фрагментированными. Только в 2012 году в Так'алик Аб'адж, месте майя в Гватемале, были найдены целые фигурки с подвижными головами, которые были частью погребального подношения.
Расположение марионеток на вершине пирамиды свидетельствует об их важной роли в религиозных ритуалах. Археолог Барбара Арройо отмечает, что ориентация фигурок на запад может быть связана с символикой заката солнца и смерти в мезоамериканском мировоззрении.
Шиманский считает, что Сан-Исидро мог быть торговым центром, где происходил обмен культурами и идеями.
«Марионетки могли представлять разные голоса и языки, подчеркивая разнообразие нашего эгалитарного сообщества», - говорит он.
Читай также: