Имеет ли эта версия основания или это лишь искусно манипулирование историей? Расставить все точки над «і» попытался исследователь истории Аким Галимов.
Согласно самому известному источнику – «Повести временных лет» – в Киеве княжили Аскольд и Дир от имени предводителя викингов Рюрика. В 866 году они организовали поход на Константинополь, после чего их коварно убил Олег (также представитель Рюрика), чтобы передать власть малолетнему Игорю. И все! Ни слова о крещении Аскольда в летописи нет.
«Это все, что мы о них знаем, – комментирует исследователь истории Аким Галимов. – На самом деле историческая наука знает об этих деятелях только один факт. Где-то во второй половине 9 века в Киеве появились курганы, то есть языческие могилы, возведенные в честь то ли князей, то ли военачальников Аскольда и Дира».
Важный факт: курганы Аскольда и Дира стояли в совершенно разных местах (один возле Днепра, другой недалеко от современной Софии Киевской), что свидетельствует: скорее всего, они вели свою деятельность и были похоронены отдельно и в разное время. Это уже ставит под сомнение версию летописца об их совместном княжестве и убийстве.
Летописец, работая над «Повестию», имел доступ к византийским документам. В них действительно упоминается поход русов на Константинополь, но датируется он 860 годом. В этих же византийских источниках есть очень туманные сведения о том, что «некоторые русы охрестились». Но кто именно возглавил этот поход и приплыли ли эти русы из Киева – неизвестно!
Похоже, что летописец просто «склеил» факты: ошибся в дате (указав 866 год вместо 860-го), приписал этот поход Аскольду и Диру, сделал их компаньонами и придумал связь с полумифическим Рюриком.
«Даже в этом литературном сюжете русский летописец не упоминает о крещении Аскольда», – подчеркивает Аким Галимов.
Так откуда же взялась сенсационная легенда об Аскольде-христианине, который якобы принял крещение с именем Николай и даже основал собственную епархию?
«Не поверите, но, как и большинство исторических манипуляций, эта легенда родилась в Москве», – отмечает Аким Галимов.
В XVI веке в Московии была написана так называемая Никоновская летопись. Это, по сути, компиляция известных русских летописей, дополненная новыми, несуществующими, мифическими деталями. Именно в этом «опусе» и появляется история о том, что Аскольд во время похода 860 года крестился в Константинополе!
«В 16 веке в Московии была написана так называемая Никоновская летопись. Московиты взяли известные русские летописи и дополнили их новыми несуществующими мифическими деталями, — рассказал Аким Галимов. — Эта выдуманная в Москве легенда была настолько привлекательной, что ее подхватили некоторые историки XIX и XX веков».
Она нашла отклик и в современной Украине. В частности, в 2013 году Православная церковь Киевского патриархата канонизировала Аскольда как мученика за веру. Имеет ли это значение сегодня? Конечно!
«Почитание Аскольда как мученика – это дело веры и традиции, и это не должно оскорблять чувства верующих. Но если мы говорим об истории как о науке, вердикт исследователей однозначен – никаких доказательств христианизации Руси во времена Аскольда у нас нет», – заключает Аким Галимов.
Больше интересного о крещении Руси смотри в проекте исследователя истории прямо сейчас:
Читай также: