Был ли Аскольд первым христианским князем Киева? Исследователь раскрыл правду о легенде, придуманной в москве

Настоящая история

Легенда о крещении князя Аскольда до сих пор продолжает будоражить исторические споры. 

Имеет ли эта версия основания или это лишь искусно манипулирование историей? Расставить все точки над «і» попытался исследователь истории Аким Галимов. 

Согласно самому известному источнику – «Повести временных лет» – в Киеве княжили Аскольд и Дир от имени предводителя викингов Рюрика. В 866 году они организовали поход на Константинополь, после чего их коварно убил Олег (также представитель Рюрика), чтобы передать власть малолетнему Игорю. И все! Ни слова о крещении Аскольда в летописи нет.

«Это все, что мы о них знаем, – комментирует исследователь истории Аким Галимов. – На самом деле историческая наука знает об этих деятелях только один факт. Где-то во второй половине 9 века в Киеве появились курганы, то есть языческие могилы, возведенные в честь то ли князей, то ли военачальников Аскольда и Дира».

Важный факт: курганы Аскольда и Дира стояли в совершенно разных местах (один возле Днепра, другой недалеко от современной Софии Киевской), что свидетельствует: скорее всего, они вели свою деятельность и были похоронены отдельно и в разное время. Это уже ставит под сомнение версию летописца об их совместном княжестве и убийстве.

Летописец, работая над «Повестию», имел доступ к византийским документам. В них действительно упоминается поход русов на Константинополь, но датируется он 860 годом. В этих же византийских источниках есть очень туманные сведения о том, что «некоторые русы охрестились». Но кто именно возглавил этот поход и приплыли ли эти русы из Киева – неизвестно!

Похоже, что летописец просто «склеил» факты: ошибся в дате (указав 866 год вместо 860-го), приписал этот поход Аскольду и Диру, сделал их компаньонами и придумал связь с полумифическим Рюриком.

«Даже в этом литературном сюжете русский летописец не упоминает о крещении Аскольда», – подчеркивает Аким Галимов. 

Так откуда же взялась сенсационная легенда об Аскольде-христианине, который якобы принял крещение с именем Николай и даже основал собственную епархию?

«Не поверите, но, как и большинство исторических манипуляций, эта легенда родилась в Москве», – отмечает Аким Галимов.

В XVI веке в Московии была написана так называемая Никоновская летопись. Это, по сути, компиляция известных русских летописей, дополненная новыми, несуществующими, мифическими деталями. Именно в этом «опусе» и появляется история о том, что Аскольд во время похода 860 года крестился в Константинополе!

«В 16 веке в Московии была написана так называемая Никоновская летопись. Московиты взяли известные русские летописи и дополнили их новыми несуществующими мифическими деталями, — рассказал Аким Галимов. — Эта выдуманная в Москве легенда была настолько привлекательной, что ее подхватили некоторые историки XIX и XX веков». 

Она нашла отклик и в современной Украине. В частности, в 2013 году Православная церковь Киевского патриархата канонизировала Аскольда как мученика за веру. Имеет ли это значение сегодня? Конечно! 

«Почитание Аскольда как мученика – это дело веры и традиции, и это не должно оскорблять чувства верующих. Но если мы говорим об истории как о науке, вердикт исследователей однозначен – никаких доказательств христианизации Руси во времена Аскольда у нас нет», – заключает Аким Галимов.

Больше интересного о крещении Руси смотри в проекте исследователя истории прямо сейчас:

Читай также: 

Легенда о крещении князя Аскольда до сих пор продолжает будоражить исторические споры. 
29092025
Сенсационное открытие в Западной Европе может полностью перевернуть учебники по истории! 
Атлантида, реинкарнация, технологии будущего и гениальные ученые! Что общего между этими понятиями? Ответ знает Валентин Траянский.
29092025
Долгие часы в дороге изнуряют не только психологически, но и физически...
В 2021 году, когда мир замер в страхе перед пандемией коронавируса, за кулисами мировой политики разворачивалась настоящая драма, которая могла бы расколоть НАТО.