А теперь представьте, что среди этих шедевров могут быть… подделки. Именно такой скандал заставил художественный мир содрогнуться, когда вновь на авансцену вышел он — Вольфганг Бельтракки, человек, которого называют не только гением, но и самым ловким мошенником нашего времени.
Немецкий художник, работающий на грани этики и творчества, взял самую дорогую картину в истории — «Спаситель світу» — и создал на её основе коллекцию из 4,5 тысяч NFT. В цифровом искусстве это фактически новое измерение ценности: каждая работа подтверждена блокчейном и имеет своего владельца.
«Я беру картину «Спаситель світу» и показываю её в разных стилях, словно их создали художники разных эпох», — говорит Вольфганг Бельтракки, художник, «король подделок».
Это заявление от мастера, чья репутация до сих пор будоражит мировые музеи, стало настоящим взрывом. Его цифровую коллекцию уже назвали величайшей — не только из-за объёма, но и из-за автора. Бельтракки — человек, который десятки лет незаметно вводил в оборот подделки, которые в итоге оказывались в частных коллекциях, научных каталогах и даже в залах самых престижных музеев.
«Это действительно король подделок XX века», — подчёркивает Наталия Кофтюх, заведующая отделом искусствоведческих исследований Киевского института судебных экспертиз.
Но история Бельтракки началась совсем не со скандалов. Родившийся под именем Вольфганг Фишер, он вырос в мире искусства — его отец расписывал церкви и делал разрешённые копии известных полотен. Именно в этом тихом семейном окружении ребёнок впервые коснулся идеи, что картина может иметь много жизней и что грань между оригиналом и копией иногда слишком тонка.
В школе он не прижился: бунтовал, пропускал уроки, злоупотреблял наркотиками. В конце концов его выгнали — и на этот раз не за плохое поведение, а за слишком заметное творчество. Тогда Вольфганг полностью окунулся в искусство: учился, экспериментировал, и уже в 14 лет нарисовал копию работы Пабло Пикассо — просто «для развлечения».
«Даже его учителя были очень удивлены, как ловко у него это получилось», — вспоминает Наталия.
Позже Бельтракки не просто упражнялся в копировании — он продал первые подделки. Начал с так называемых «малых голландцев» — мастеров XVII века, создававших камерные бытовые сцены. Его работы казались настолько убедительными, что даже опытные эксперты не могли найти разницы.
Успех быстро превратился в стиль жизни. Бельтракки жил богемно, путешествовал, открыл собственную галерею. И всё это время он продолжал делать то, что умел лучше всего: заставлять мир сомневаться в собственных знаниях.
Но можем ли мы быть уверены, что каждая картина, которую мы видим в музее, настоящая? И как один человек смог изменить правила игры для всего художественного мира? Об этом вы можете узнать в выпуске проекта «Загублений світ» прямо сейчас:
Loading...
Не пропусти! Каждую неделю новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые погружают в захватывающие истории, невероятные открытия и тайны, формирующие наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!
Читай также: