Скандал, который перевернул мир искусства: как один художник заставил музейные шедевры выглядеть подделками

Затерянный мир

Представьте себе крупнейшие музеи мира — с их сияющими галереями, недосягаемыми шедеврами, репутацией, выстроенной веками…

А теперь представьте, что среди этих шедевров могут быть… подделки. Именно такой скандал заставил художественный мир содрогнуться, когда вновь на авансцену вышел он — Вольфганг Бельтракки, человек, которого называют не только гением, но и самым ловким мошенником нашего времени.

Немецкий художник, работающий на грани этики и творчества, взял самую дорогую картину в истории — «Спаситель світу» — и создал на её основе коллекцию из 4,5 тысяч NFT. В цифровом искусстве это фактически новое измерение ценности: каждая работа подтверждена блокчейном и имеет своего владельца.

«Я беру картину «Спаситель світу» и показываю её в разных стилях, словно их создали художники разных эпох», — говорит Вольфганг Бельтракки, художник, «король подделок».

Это заявление от мастера, чья репутация до сих пор будоражит мировые музеи, стало настоящим взрывом. Его цифровую коллекцию уже назвали величайшей — не только из-за объёма, но и из-за автора. Бельтракки — человек, который десятки лет незаметно вводил в оборот подделки, которые в итоге оказывались в частных коллекциях, научных каталогах и даже в залах самых престижных музеев.

«Это действительно король подделок XX века», — подчёркивает Наталия Кофтюх, заведующая отделом искусствоведческих исследований Киевского института судебных экспертиз.

Но история Бельтракки началась совсем не со скандалов. Родившийся под именем Вольфганг Фишер, он вырос в мире искусства — его отец расписывал церкви и делал разрешённые копии известных полотен. Именно в этом тихом семейном окружении ребёнок впервые коснулся идеи, что картина может иметь много жизней и что грань между оригиналом и копией иногда слишком тонка.

В школе он не прижился: бунтовал, пропускал уроки, злоупотреблял наркотиками. В конце концов его выгнали — и на этот раз не за плохое поведение, а за слишком заметное творчество. Тогда Вольфганг полностью окунулся в искусство: учился, экспериментировал, и уже в 14 лет нарисовал копию работы Пабло Пикассо — просто «для развлечения».

«Даже его учителя были очень удивлены, как ловко у него это получилось», — вспоминает Наталия.

Позже Бельтракки не просто упражнялся в копировании — он продал первые подделки. Начал с так называемых «малых голландцев» — мастеров XVII века, создававших камерные бытовые сцены. Его работы казались настолько убедительными, что даже опытные эксперты не могли найти разницы.

Успех быстро превратился в стиль жизни. Бельтракки жил богемно, путешествовал, открыл собственную галерею. И всё это время он продолжал делать то, что умел лучше всего: заставлять мир сомневаться в собственных знаниях.

Но можем ли мы быть уверены, что каждая картина, которую мы видим в музее, настоящая? И как один человек смог изменить правила игры для всего художественного мира? Об этом вы можете узнать в выпуске проекта «Загублений світ» прямо сейчас:

Loading...

Не пропусти! Каждую неделю новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые погружают в захватывающие истории, невероятные открытия и тайны, формирующие наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!

Читай также:

Это история, от которой стынет кровь в жилах. И не только потому, что речь идет о масштабной трагедии, но и из-за ее ужасной неопределенности. 
Представьте себе крупнейшие музеи мира — с их сияющими галереями, недосягаемыми шедеврами, репутацией, выстроенной веками…
08122025
Представьте себе фигуру, о которой знает весь мир, но при этом почти никто не знает правды...
08122025
Эта неделя с 8 по 14 декабря 2025 года принесет нам мощные энергетические изменения. 
В Австрии Рождество и Новый год иногда... совсем не добрые. Речь идет о существе, которое заставляет даже самых суровых мужчин чувствовать легкий холодок в желудке.