Однако, как часто бывает с историческими событиями, все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Некоторые историки утверждают, что Владимир не был первым, кто принес христианство на наши земли. Более того, Русь уже была христианской страной задолго до него, а князь лишь поставил «официальную точку» в длительном процессе.
Рассказ о крещении Руси традиционно начинается с «Повести временных лет» и истории об апостоле Андрее Первозванном. Летопись утверждает, что он проповедовал на землях скифов, то есть на территории современной Украины, и даже предсказывал, что на киевских холмах возникнет великий христианский город. Звучит красиво, не правда ли? Но, как отмечает исследователь истории Аким Галимов, это скорее литературный сюжет, чем исторический факт.
«На самом деле, в начале XII века, когда писалась «Повесть», в Византии уже существовала легенда, что апостол Андрей был первым епископом Византийской церкви и проповедовал не только в Крыму, но и на землях скифов. Летописец, очевидно, решил привязать Русь к византийской традиции и подал эту легенду как исторический факт. Даже если предположить, что апостол действительно был на берегах Днепра, это не имело никаких последствий: и скифы, и ранние славяне оставались язычниками», - отмечает Аким Галимов.
Так кто же тогда был тем, кто начал этот процесс?
Христианизация Руси происходила постепенно. Уже во времена княгини Ольги, бабушки Владимира, христианство было распространенным явлением среди верхушки общества, особенно среди купцов и дружинников, которые часто контактировали с Византией. Сам же князь Владимир долгое время оставался язычником. Его «выбор веры» — это также, по словам историков, скорее литературный прием, а не реальный исторический диалог с представителями разных религий. Принятие христианства было прежде всего политическим шагом.
«Владимир поставил точку в долгом процессе христианизации. Принятие христианства — это был и политический, и государственный, и экономический шаг. Он позволил интегрировать Русь в европейскую цивилизацию», — объясняет Аким Галимов.
Итак, крещение Киевской Руси не было актом «открытия» новой веры, а скорее официальным государственным решением. Владимир не столько крестил Русь, сколько легитимизировал христианство, превратив его в государственную религию. Это был шаг, который закрепил влияние Руси на международной арене и сделал ее полноценной частью европейского мира.
Существует также версия, что христианство на землю Руси первым принес не апостол Андрей, а князь Аскольд. Мог ли он стать первым христианским князем? Подробнее об этом — в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также: