Секреты Варшавского двора: 5 причин, которые заставили украинцев восстать против Речи Посполитой?

Настоящая история

С середины XV до середины XVI века для многих украинцев Речь Посполитая была настоящей, хоть и непростой, но все же Родиной.

Несколько поколений жили в одном государстве с поляками, делили общую историю и, казалось бы, имели общее будущее. Но уже в январе 1648 года ситуация взорвалась: мелкий православный шляхтич и чигиринский сотник Богдан Хмельницкий отправился на Запорожье. Его целью было поднять десятки тысяч казаков и крестьян на борьбу. Сначала за более справедливые права, а уже через несколько лет – за полную независимость Украины от Варшавы.

Что же произошло? Как государство, которое было домом, превратилось в тирана, против которого восстали все слои украинского общества? 

Черниговский историк Владимир Пилипенко не скрывает: «Ситуация была такая, что... терпение рано или поздно бы лопнуло. Складывалась революционная ситуация».
Историк подчеркивает, что недовольство охватило абсолютно все сословия украинского общества:

Угнетение православия: это был один из самых болезненных факторов.

  • Эксплуатация крестьян: рост барщины и усиление крепостного права делали жизнь людей невыносимой.
  • Ограничение шляхты: даже украинская шляхта, формально находясь в привилегированном положении, была ограничена в политических правах по сравнению с польской.
  • Давление на мещан: магдебургское право в городах ущемлялось.

«Таким образом, все сословия украинского общества в то время были недовольны ситуацией. А если все сословия недовольны, то нужна только искра», – заключает Пилипенко. 

Искра нашлась в лице Богдана Хмельницкого. Но что по этому поводу говорят польские историки? 

«Что касается причин, то их было действительно много. Вопрос защиты православной веры, вопрос легализации православной иерархии...», – подтвердил многогранность проблемы польский профессор Варшавского университета Петр Кроль. 

Он напоминает о сложном периоде после восстановления православной иерархии в 1620 году. Власти Речи Посполитой долгое время считали ее нелегальной и стремились ликвидировать, поддерживая униатскую (греко-католическую) церковь. Хотя в 1632 году православие было официально легализовано, это не положило конец давлению.

«Могу предположить, что власти Речи Посполитой чувствовали, что слишком закрутили гайки», — добавляет Кроль, объясняя шаги к узакониванию.

Однако исследователь истории Аким Галимов подчеркивает позицию украинских историков: легализация 1632 года не означала прекращение дискриминации:

«Государство все равно поддерживало католическую и униатскую церкви, а православные оставались в статусе младшей нелюбимой сестры, на которую пытались со всех сторон давить», — объясняет он.

Это создало основу для превращения защиты православия в один из главных лозунгов восстания Хмельницкого. Однако нельзя игнорировать и роль казачества. Восстание Богдана Хмельницкого – это не просто бунт, а столкновение, в котором переплелись религиозный гнет, социальная несправедливость, политические ограничения и, в конце концов, созревшее стремление к достоинству. 

Больше о борьбе Хмельницкого за свои права с точки зрения украинских и польских историков смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:

Читай также:

07122025
Исследователи знали о существовании, но не могли найти ключевую достопримечательность одного из самых крутых древних городов Турции. И вот, наконец, эта многолетняя загадка разгадана.
07122025
Когда до Нового года остаётся меньше месяца, в воздухе появляется особая тишина — будто мир замирает, приглашая нас оглянуться и подумать, какими были наши последние 365 дней...
Расследование разгона людей на Майдане в 2014 году просто поражает. Доказано, что это были не просто «столкновения», а целенаправленное убийство протестующих. 
06122025
Когда мы говорим об археологии, обычно на ум приходят египетские пирамиды или римские руины. Но иногда история подбрасывает сюрпризы там, где ее совсем не ждешь. 
Среди тех, кто кажется священными и беззащитными, могут скрываться самые опасные шпионы…