Несколько поколений жили в одном государстве с поляками, делили общую историю и, казалось бы, имели общее будущее. Но уже в январе 1648 года ситуация взорвалась: мелкий православный шляхтич и чигиринский сотник Богдан Хмельницкий отправился на Запорожье. Его целью было поднять десятки тысяч казаков и крестьян на борьбу. Сначала за более справедливые права, а уже через несколько лет – за полную независимость Украины от Варшавы.
Что же произошло? Как государство, которое было домом, превратилось в тирана, против которого восстали все слои украинского общества?
Черниговский историк Владимир Пилипенко не скрывает: «Ситуация была такая, что... терпение рано или поздно бы лопнуло. Складывалась революционная ситуация».
Историк подчеркивает, что недовольство охватило абсолютно все сословия украинского общества:
Угнетение православия: это был один из самых болезненных факторов.
- Эксплуатация крестьян: рост барщины и усиление крепостного права делали жизнь людей невыносимой.
- Ограничение шляхты: даже украинская шляхта, формально находясь в привилегированном положении, была ограничена в политических правах по сравнению с польской.
- Давление на мещан: магдебургское право в городах ущемлялось.
«Таким образом, все сословия украинского общества в то время были недовольны ситуацией. А если все сословия недовольны, то нужна только искра», – заключает Пилипенко.
Искра нашлась в лице Богдана Хмельницкого. Но что по этому поводу говорят польские историки?
«Что касается причин, то их было действительно много. Вопрос защиты православной веры, вопрос легализации православной иерархии...», – подтвердил многогранность проблемы польский профессор Варшавского университета Петр Кроль.
Он напоминает о сложном периоде после восстановления православной иерархии в 1620 году. Власти Речи Посполитой долгое время считали ее нелегальной и стремились ликвидировать, поддерживая униатскую (греко-католическую) церковь. Хотя в 1632 году православие было официально легализовано, это не положило конец давлению.
«Могу предположить, что власти Речи Посполитой чувствовали, что слишком закрутили гайки», — добавляет Кроль, объясняя шаги к узакониванию.
Однако исследователь истории Аким Галимов подчеркивает позицию украинских историков: легализация 1632 года не означала прекращение дискриминации:
«Государство все равно поддерживало католическую и униатскую церкви, а православные оставались в статусе младшей нелюбимой сестры, на которую пытались со всех сторон давить», — объясняет он.
Это создало основу для превращения защиты православия в один из главных лозунгов восстания Хмельницкого. Однако нельзя игнорировать и роль казачества. Восстание Богдана Хмельницкого – это не просто бунт, а столкновение, в котором переплелись религиозный гнет, социальная несправедливость, политические ограничения и, в конце концов, созревшее стремление к достоинству.
Больше о борьбе Хмельницкого за свои права с точки зрения украинских и польских историков смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также: