Электрические часы и вентиляция «как в будущем» в эпоху керосиновых фонарей: впечатляющие инновации первого вокзала Украины

Настоящая история

Главный железнодорожный вокзал Львова, Большой вокзал, в начале XX века был настоящим технологическим чудом, задававшим тон всей Европе? 

История его появления похожа на голливудский сюжет: чтобы построить шедевр, пришлось полностью разрушить первое здание 1861 года, которое дало старт железнодорожному сообщению в Украине. В 1904 году на его месте появилось новое, значительно большее сооружение, которое поражало не только архитектурой в стиле модерна, но и инновациями, которые сделали его самым передовым на континенте.

«Снаружи сегодняшний Львовский вокзал более или менее сохранил архитектуру тех времен, а вот интерьеры все уже советские, – рассказал Роман Патик, директор музея истории Львовской железной дороги. – Тогда – в 1904 году – это был самый красивый, самый передовой в конструкциях вокзал всей Европы того времени».

Главной «изюминкой» интерьеров была небывалая технологичность. Все стальные конструкции куполов на башнях покрасили... люминесцентной краской!

«Днем она набирала свет, а ночью зеленоватым светом все освещала внутри», — объясняет Патик.

Кроме того, в 1904 году Львовский вокзал имел свою собственную энергетическую установку, то есть свое электричество! Это позволило внедрить еще одну удивительную для того времени технологию:

«На вокзале было 70 электрических часов, которые работали от единой матрицы. Они все как один показывали время. И это, напомню, весна 1904 года», — подчеркивает директор музея.

Современные системы отопления и вентиляции были в приоритете для комфорта пассажиров. Ни о каких печках или дыме не могло быть и речи: на вокзале работало паровое отопление. А об инновациях в сфере энергосбережения свидетельствует интересная деталь, сохранившаяся до сих пор.

«На выходе из здания вокзала еще сохранились реберцевидные вставки в дверях. Когда весной 1904 года вы заходили в здание вокзала, то через них вас обдувала завеса из теплого воздуха. Это были тогдашние энергосберегающие технологии», — говорит Роман Патик.

Абсолютно все помещения Львовского вокзала вентилировались принудительной электрической вентиляцией. Вокзал был настоящим «легочным» центром, где свежий воздух циркулировал благодаря электрической мощности. Даже перрон, являющийся визитной карточкой города, поражал инженерными решениями. Его построили из бетона, а арочные конструкции держатся на... валиках!

«Это компенсация колебаний», — объясняет Роман Патик.

Эта система позволяла конструкции выдерживать вибрации от поездов и была передовой для того времени. Но особое внимание уделили безопасности. Перрон был застеклен, причем не простым стеклом, а бронированным, толщиной 6-7 мм. 

«Внутри впаяна шестигранная сетка... чтобы оно, даже если разбилось и упало, никого не покалечило. До мелочей все было продумано», — заключает эксперт.

Больше о реальной истории украинской железной дороги смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас: 

Читай также:

Главный железнодорожный вокзал Львова, Большой вокзал, в начале XX века был настоящим технологическим чудом, задававшим тон всей Европе? 
ВВС решила провести необычный, но весьма актуальный эксперимент: проверить ChatGPT на чувство юмора. 
Говорят, что природа никогда не стоит на месте…