Как нас обманывают супермаркеты

Раскрываем хитрости, о которых стоит знать каждому потребителю!

Предлагаем вашему вниманию подборку хитростей, которые маркетологи используют, чтобы заставить вас потратить деньги на то, что вы покупать не собирались.

  • Запах и свет

Органы чувств – вот самые активные союзники маркетологов. Даже если вы не голодны, у супермаркетов есть целый ряд трюков, чтобы пробудить ваш аппетит. Например, запах свежей выпечки соблазняет покупателя сделать незапланированные покупки. Хорошо работает и правильно выставленное освещение: продукты на витрине выглядят по-праздничному ярко и сочно.

Один из самых мощных способов вызвать желание срочно купить что-нибудь – бесплатные дегустационные образцы. Во-первых, они пахнут, манят и вам хочется их съесть, то есть, купить. Во-вторых, бесплатно угостившись, вы начинаете чувствовать себя обязанным отблагодарить магазин. То есть, купить.

  • Гипноз музыкой

Услышали в супермаркете бодрую музыку – включайте внимательность на максимум. Мелодии в быстром темпе запускают там, где важно повысить количество продаж. Исследования Using Background Music to Affect the Behavior of Supermarket Shoppers, проведенное Американской ассоциацией маркетинга, доказывает: энергичная музыка провоцирует покупателей на спонтанные покупки. Бессознательно подстраиваясь под темп, мы берем дорогие товары, да еще и в большем количестве.

С другой стороны, медленная музыка – это тоже прием. Магазины специально подбирают композиции с ритмом, который гораздо медленнее средней частоты сердцебиения. Это заставляет людей дольше задерживаться возле полок, больше времени проводить в торговом зале и, как следствие, больше покупать.

  • Цветовое оформление

Люди "втягиваются" в магазины, стены и вход которых с внешней стороны окрашены в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. А вот внутри цветовая ситуация меняется: холодные оттенки в интерьере – голубой и зеленый – заставляют покупателей тратить больше.

  • Дисконтные карты и программы лояльности

Думаете, дисконтные карты созданные для вашей экономии? Частично это правда. Однако магазин экономит на владельцах карт лояльности гораздо больше по целому ряду причин.

Дисконтная карточка привязывает вас к конкретному супермаркета – выбирая между двумя абсолютно идентичными магазинами, вы пойдете в тот, где у вас действует программа лояльности.

Карточка также дает магазина информацию о ваших привычках. Благодаря этому супермаркет знает все про ваши расходы и получает возможность на них влиять. Много супермаркетов начисляют баллы за каждую потраченную в их сети гривну. Позже эти баллы можно перевести в деньги, расплатившись накопленным на кассе. Казалось бы, выгодно, но вы сами не замечаете, как магазин провоцирует вас тратить больше.

  • Товары-приманки

"10 штук всего за 100 гривен!" – старый маркетинговый прием, на который ведутся многие. Подобные акции работают, даже если при этом магазин повышает цену на товар. Но есть и более тонкие манипуляции. Магазин предлагает какой-то популярный товар по действительно хорошей цене. Это и есть приманка – выгодный товар активно рекламируется, чтобы заставить покупателей заглянуть к конкретному супермаркету. Но если уже зашел, почему бы не купить что-то еще? Вот на этих сопутствующих покупках магазин и делает кассу.

  • Дополняющие товары

Вы заходите в магазин, например, за пачкой любимых крекеров. А рядом на том же стеллаже видите шоколад и зефир – и бросаете все три товара в корзину. Так работают подобные комбинации.

Некоторые сочетания очевидны, например шампунь и бальзам-ополаскиватель. Некоторые – более тонкие, например одноразовые пластиковые тарелки и красивые бумажные салфетки, способные украсить даже самый скромный стол. Нам кажется, будто салфетки мы решили купить самостоятельно, как отличный способ недорого и быстро создать атмосферу праздника на столике для пикника. Но на самом деле ваша якобы спонтанная покупка была заранее спрогнозирована.

  • Упаковка, в которой продукты быстро портятся

Свежий хлеб часто продают в бумажном пакете. Красиво? Да, но не практически: хлеб в такой упаковке быстро засохнет, и вам придется снова идти в магазин. Это тоже является одним из маркетинговых приемов. Поэтому после возвращения из супермаркета постарайтесь перепаковать покупки так, чтобы они сохранили свежесть как можно дольше.

  • Выше – ниже

Часто супермаркеты играют с ценами, поднимая на уровень глаз те продукты, которые особенно хочется продать, и опуская почти на уровень пола невыгодные для магазина недорогие товары.

  • Эффект "магической девятки"

Хорошо известен трюк, когда продукт по цене 99 гривен кажется покупателям более выгодной покупкой, чем продукт за 100 гривен. Все мы знаем о нем, однако он до сих пор работает!

  • Товары с дополнительной ценностью

Иногда маркетологи используют менее очевидные приемы, которые заставляют купить более дорогой товар. Хорошо расходятся товары, объясняют покупателям, почему их стоит взять. Например, продукт может быть обозначен значком "Выращенный в нашем районе, а значит, принесет прибыль нашим фермерам". Как показывают исследования Sales of Local Foods Reaches $ 12 Billion, за подобные товары покупатели готовы платить до 25% больше.

Другой вариант – продукты с рецептами блюд, которые можно из них приготовить. Они кажутся покупателям более практичными, а потому и уровень их продаж выше.

  • Многократные брендированные экосумки

Многоразовые экологические сумки вместо пакетов – гениальный маркетинговый прием. Во-первых, они брендированные: торговые сети размещают на них свои логотипы, превращая покупателей в своего рода ходячую рекламу. Во-вторых, они заставляют клиентов проникаться уважением и доверием к супермаркету. А в-третьих, они увеличивают сумму среднего чека.


Гарвардская бизнес-школа опубликовала исследование BYOB: How Bringing Your Own Shopping Bags Leads to Treating Yourself, and the Environment, что доказывает, что покупатели с брендированными экосумки тратят больше. Проникаясь заботой о природе, они сначала отдают предпочтение более дорогим натуральным и органическим продуктам, а потом, уже на кассе, запасаются вредными продуктами – в качестве награды за собственную добродетельность.

  • Стойки у касс

Одно из важнейших испытаний подстерегает вас на кассе. Именно здесь маркетологи размещают дорогие и не всегда нужные мелочи: шоколадки, желейные конфеты в ярких обертках, мороженое, влажные салфетки, дезинфицирующие гели для рук и т.д. Расчет делается на то, что вы, устав от принятия решений в торговом зале, на кассе расслабитесь и купите себе или своему ребенку награду. И это действительно работает.

Если бы вы вернулись обратно в зал, вы бы обнаружили аналогичные салфетки по цене в полтора раза ниже. Но возвращаться вам неудобно. Поэтому вы покупаете товар по завышенной цене, в очередной раз становясь поставщиком прибыли для магазинов.

Напомним, ДжеДАІ отправились в рейд по столичным магазинам и вместе с экспертами увидели, что на самом деле там продают. Если на подобные продукты наткнетесь и вы, вспомните про свои собственные права!

За материалом Всвіті

14092025
Когда кошка тихо мурлычет у вас на руках, кажется, что мир становится спокойнее...
Катастрофа, вызванная подрывом российскими оккупантами Каховской ГЭС, нанесла огромный ущерб, но также открыла миру то, что более 60 лет находилось под водой. 
Бокс — это спорт, где единственный инструмент дипломатии — сильный удар. Но украинцы, похоже, нашли способ изменить правила игры. 
13092025
Представьте себе, что дом появляется буквально слой за слоем, словно из магии…