Что может произойти, если обычным, интеллигентным студентам дать в руки дубинку, форму и власть — хотя бы на несколько дней? Смогут ли они остаться собой? В 1971 году психолог Филип Зимбардо решил проверить это на практике — и результат оказался настолько ошеломляющим, что до сих пор обсуждается во всём мире.
Стенфордский тюремный эксперимент задумывался как научный проект. Но уже с первых дней стало понятно: что-то пошло совсем не так. Эксперимент превратился в модель микросообщества, в котором быстро исчезли мораль, эмпатия и границы. Его главный урок — не в том, что некоторые люди злы. А в том, что система, роли и контекст могут сделать злыми почти каждого.
- История, которая должна была длиться две недели, но не дожила до седьмого дня
Всё началось с невинного объявления: Стэнфордский университет искал добровольцев для исследования тюремной жизни. Более 70 студентов откликнулись. После отбора осталось 24 — вполне обычных, образованных парней. Их разделили на «охранников» и «заключённых» — случайным образом, по жребию.
Подвал университета превратили в импровизированную тюрьму: с камерами, изоляторами, номерами вместо имён, формой, наказаниями и постоянным контролем. Участникам запретили обращаться по имени, заключённых унижали с самого начала — даже платьеобразная форма была продуманной деталью для разрушения самоидентичности.
И уже на второй день ситуация вышла из-под контроля. Охранники начали устанавливать более жёсткие правила, наказывать, унижать. Одних заключённых раздевали, других — изолировали. Даже физические упражнения как наказание превращались в издевательства. Один из участников, номер 8612, не выдержал уже через сутки. Но его даже пытались убедить стать «информатором», а не отпустить. Заключённые теряли ориентиры, охранники — человечность, а сами исследователи больше не вели себя как психологи, а как настоящие надзиратели.
- Идея, разрушившая грань между экспериментом и жестокостью
Через шесть дней эксперимент пришлось остановить. Заключённые демонстрировали признаки глубокого психологического расстройства. Охранники же не проявляли сочувствия — наоборот, всё больше погружались в жестокость. Участникам объявили, что всё окончено, заплатили и… больше к этой теме не возвращались.
Зимбардо позже признает: он сам настолько увлёкся своей ролью надзирателя, что вовремя не остановил эксперимент. И именно эта слепота, по его мнению, доказала главную идею исследования: обстоятельства, роль, социальное давление и отсутствие контроля способны трансформировать любого.
- Стоили ли результаты — цены, которую за них заплатили?
Стенфордский тюремный эксперимент часто упоминают как пример неэтичного научного исследования. Его критиковали за методологию, сомнительную валидность и психологический вред участникам. Но именно он заставил мир серьёзнее относиться к этике в науке, а также заставил многих посмотреть на себя под новым углом.
Зимбардо доказал: мы не настолько стабильны, как нам кажется. Иногда всего лишь форма, звание и новая роль могут превратить порядочного человека в жестокого угнетателя. И эта мысль — одна из самых тревожных, что родилась в тишине университетского подвала.
Читай также:
- Игра престолов времен Руси: как дочь Ярослава Мудрого заняла трон и стала самой известной королевой Венгрии?
- Чаша Арианта – мистический скифский артефакт, который нашел украинский археолог: почему на него охотились сотни?
- В скифском кургане нашли артефакты могущественной Ассирийской империи: как они там оказались?