Когда форма меняет содержание: что делает с нами роль «надзирателя»?

Как хорошие парни стали монстрами за неделю...

Что может произойти, если обычным, интеллигентным студентам дать в руки дубинку, форму и власть — хотя бы на несколько дней? Смогут ли они остаться собой? В 1971 году психолог Филип Зимбардо решил проверить это на практике — и результат оказался настолько ошеломляющим, что до сих пор обсуждается во всём мире.

Стенфордский тюремный эксперимент задумывался как научный проект. Но уже с первых дней стало понятно: что-то пошло совсем не так. Эксперимент превратился в модель микросообщества, в котором быстро исчезли мораль, эмпатия и границы. Его главный урок — не в том, что некоторые люди злы. А в том, что система, роли и контекст могут сделать злыми почти каждого.

  • История, которая должна была длиться две недели, но не дожила до седьмого дня

Всё началось с невинного объявления: Стэнфордский университет искал добровольцев для исследования тюремной жизни. Более 70 студентов откликнулись. После отбора осталось 24 — вполне обычных, образованных парней. Их разделили на «охранников» и «заключённых» — случайным образом, по жребию.

Подвал университета превратили в импровизированную тюрьму: с камерами, изоляторами, номерами вместо имён, формой, наказаниями и постоянным контролем. Участникам запретили обращаться по имени, заключённых унижали с самого начала — даже платьеобразная форма была продуманной деталью для разрушения самоидентичности.

И уже на второй день ситуация вышла из-под контроля. Охранники начали устанавливать более жёсткие правила, наказывать, унижать. Одних заключённых раздевали, других — изолировали. Даже физические упражнения как наказание превращались в издевательства. Один из участников, номер 8612, не выдержал уже через сутки. Но его даже пытались убедить стать «информатором», а не отпустить. Заключённые теряли ориентиры, охранники — человечность, а сами исследователи больше не вели себя как психологи, а как настоящие надзиратели.

  • Идея, разрушившая грань между экспериментом и жестокостью

Через шесть дней эксперимент пришлось остановить. Заключённые демонстрировали признаки глубокого психологического расстройства. Охранники же не проявляли сочувствия — наоборот, всё больше погружались в жестокость. Участникам объявили, что всё окончено, заплатили и… больше к этой теме не возвращались.

Зимбардо позже признает: он сам настолько увлёкся своей ролью надзирателя, что вовремя не остановил эксперимент. И именно эта слепота, по его мнению, доказала главную идею исследования: обстоятельства, роль, социальное давление и отсутствие контроля способны трансформировать любого.

  • Стоили ли результаты — цены, которую за них заплатили?

Стенфордский тюремный эксперимент часто упоминают как пример неэтичного научного исследования. Его критиковали за методологию, сомнительную валидность и психологический вред участникам. Но именно он заставил мир серьёзнее относиться к этике в науке, а также заставил многих посмотреть на себя под новым углом.

Зимбардо доказал: мы не настолько стабильны, как нам кажется. Иногда всего лишь форма, звание и новая роль могут превратить порядочного человека в жестокого угнетателя. И эта мысль — одна из самых тревожных, что родилась в тишине университетского подвала.

Читай также:

Накануне Рождества, когда традиционно хозяйки достают свои лучшие, проверенные поколениями рецепты, шеф-повар Евгений Клопотенко рассказал исследователю истории Акиму Галимову об украинской кухне то, что заставляет переосмыслить многие наши представления
16122025
На Прикарпатье археологи Национального заповедника «Древний Галич» сделали невероятное открытие! 
Каждая новая деталь в деле о расстрелах на Майдане в 2014 году — это не просто очередной факт; это болезненный кусок правды о том, как пытались утопить в крови наше стремление к свободе.
16122025
Анонси 2+2
На этой неделе, в четверг, 18 декабря, в 22:00, в эфире — культовый художественный фильм «Крёстный отец-2»…