В самый критический момент борьбы за независимость он понял: об Украине должна заговорить не только армия, но и культура.
1918–1919 годы стали для Украины временем огромных вызовов. После Первой мировой войны мировые лидеры — Франция, Великобритания, США — публично говорили о «праве наций на самоопределение». Но на практике европейские политики смотрели на украинское государство скептически. Польша, Румыния и Чехословакия стремились разделить ее земли, а французы откровенно поддерживали этот план. Даже русские эмигранты убеждали Европу, что украинцев как отдельного народа не существует.
В такой ситуации требовалось решение, способное изменить представление об Украине. Петлюра выбрал нестандартный путь — культурную дипломатию.
«У нас 100 лет назад было правительство и 100 лет назад была культурную дипломатию, -отметила основательница Института Леонтовича Тина Пересунько. – Симон Петлюра дал поручение ехать за границу, в Париж, чтобы воспевать свободу Украины – это был проект государственной правительственной политики Украины».
В конце 1918 года Петлюра пригласил композиторов Кирилла Стеценко и Александра Кошица. Он предложил создать музыкальный коллектив, который поедет за границу представлять украинскую культуру. К работе присоединились также Николай Леонтович и Николай Лысенко.
Так возникла Украинская республиканская капелла. Ее репертуар состоял из лучших народных песен в профессиональных обработках. Особое место занимал «Щедрик» Леонтовича — произведение, которому суждено было покорить мир. Капелла с самого начала подчеркивала свою государственность. Афиши, бланки, приглашения на концерты — все оформляли с тризубом и государственной печатью УНР. Это была музыка, которая несла с собой символы независимой страны.
Весной 1919 года хор отправился в зарубежное турне. Первое выступление в Праге имело эффект взрыва.
«Это была феноменальная музыкальная композиторская школа, которая с первых премьер просто поразила профессионалов и совершила моментальный триумф, — рассказала Тина Пересунько. — На следующий день вышла газета с заголовками «Пришел, спел, победил», и это означало, что наша культура была абсолютно готова к экспорту. И во Франции потом выходили отзывы со словами: как мы могли этого не знать, это нам чрезвычайно интересно».
Далее были гастроли в Швейцарии, Бельгии, Голландии, Англии и Италии. В организации концертов помогла легендарная Соломия Крушельницкая, которая тогда жила в Риме. Ее поддержка открыла для украинцев сцены крупнейших залов Италии.
В 1922 году капелла добралась до США. В нью-йоркском Карнеги-холле состоялось триумфальное выступление, а там же была сделана первая запись «Щедрика» на пластинку на украинском языке. Однако успех украинцев не давал покоя русским эмигрантам. Они срывали афиши, вызывали полицию, а впоследствии попытались выдать украинскую музыку за «часть русской культуры». Но рецензии европейских критиков убедительно доказывали: украинцы — отдельный народ со своей песней и традицией.
«Начали выходить рецензии, что мы ошибались, когда объединяли украинцев с русскими — это отдельный народ. Они отличаются от русских. А что их отличает? Это их песня, — объяснила Тина Пересунько. — Это плюс-минус дословная рецензия одного из пражских дирижеров».
Хотя дипломатические усилия УНР не смогли изменить решение европейских правительств, культурная дипломатия Петлюры достигла своего. Мир услышал об украинцах, их музыке и символах. Этот опыт оказался пророческим. Прошло сто лет, но Украина до сих пор использует культуру как сильное оружие на международной арене — от побед на «Евровидении» до признания украинского кино и литературы.
Больше о «мягкой силе» Украины сегодня смотри в проекте «Загублений світ» прямо сейчас:
Loading...
Не пропусти! Каждый понедельник новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые будут погружать каждого в увлекательные истории, невероятные открытия и тайны, которые формируют наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!
Читай также: