Но за этим внешним благочестием скрывается история, мало похожая на мир и чистоту веры. Когда-то, чтобы получить хотя бы частичку святого, церкви шли на невероятное — расчленяли тела, выкапывали их из могил, крали, торговали ими и даже убивали ради этих реликвий.
Началось всё в IV веке. В 313 году императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт — документ, который положил конец гонениям на христиан. Те, кого ещё вчера казнили за веру, стали символами нового духовного мира. Но как только церковь получила свободу, святые мученики — и особенно их останки — превратились в величайшую ценность. И борьба за них разгорелась не на жизнь, а на… святость.
Тела святых начали расчленять, чтобы каждая церковь могла иметь хотя бы частицу этой «божественной силы». Их покупали, крали, перевозили тайно. Со временем вокруг мощей возникли интриги, заговоры и даже преступления.
«Известный случай — мощи трёх волхвов. Фридрих Барбаросса после завоевания Милана передал их архиепископу Кёльнскому в подарок. Передача реликвий имела политический подтекст и вполне могла включать финансовые или иные выгоды для обеих сторон», — рассказывает Антон Шаповал, автор YouTube-канала «КОХАНЕЦЬ КЛІО».
Одним из самых известных примеров стала история Катерины Сиенской — женщины, признанной святой сразу несколькими церквями: римско-католической, англиканской и лютеранской. Её называют покровительницей Европы и учителем церкви.
«Эта девушка умерла в 33 года буквально, но при жизни имела возможность приходить к папам римским, указывать, что им следует делать, а чего не следует. То есть была своего рода совестью своего времени, силой и авторитетом, даже влияла на них», — объясняет богослов Пётр Балог, директор Института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве.
Сегодня в Сиене, в базилике святого Доминика, хранится голова Катерины. Но умерла она своей смертью и была канонизирована лишь через 80 лет. То есть голову ей отсекли уже после смерти — не враги веры, а служители той же самой церкви. Приказ на это дал папа Урбан VI, всего через год после её ухода.
«Культ мощей, когда начал распространяться, — брали какую-то частичку, с почтением помещали в особый сосуд, это называется реликварий, и выставляли в храме на видном месте. Иногда брали большую часть — например, целый череп», — добавляет Пётр Балог.
Расчленение тел имело простое объяснение: чем больше монастырей получали частицу святого, тем больше верующих приходили поклониться. А это означало влияние, престиж, а порой и доходы. И хотя сегодня мощи стали символом благословения, история их «распространения» скорее напоминает борьбу за святые трофеи.
Можно ли считать святым то, что когда-то было добыто такими методами? И что важнее — духовная сила реликвии или путь, которым она попала в храм? Об этом и о самых жутких тайнах церковных мощей — смотри в новом выпуске «Загубленого світу»!
Loading...
Не пропусти! Каждый понедельник — новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которая погружает зрителей в удивительные истории, невероятные открытия и тайны, формирующие наш мир. Премьера в 17:15 на телеканале 2+2!
Читай также:
- Украинские слова, которые невозможно перевести: как в звуках живёт душа народа
- Кем бы вы работали по версии ChatGPT: астрологический выбор будущего
- Минус 10°C и смертоносные колодцы: где в Одессе найти ворота в подземный город-призрак?