$1000 за Биг-Бен и $100 000 за Белый дом: история мошенника, который продавал богатым туристам выдающиеся достопримечательности

Затерянный мир

Один из самых изобретательных аферистов всех времен — шотландец Артур Фергюсон. 

Интересно, что его «товаром» были не картины или бриллианты, а самые известные архитектурные памятники мира. Фергюсон обладал талантом к перевоплощениям и умел «включать» свое очарование на полную. Он подкарауливал богатых американских туристов на улицах Лондона, представлялся важным госслужащим и, заговорщицки наклонившись, предлагал сделку века.

Его легенда была проста, но гениальна: мол, страна переживает сложные финансовые времена и вынуждена тайно зарабатывать на памятниках. Фергюсон предлагал... купить или арендовать их! Например, легендарный Биг-Бен он «продал» за скромную сумму в 1000 фунтов, а за Букингемский дворец получил 2000 фунтов первого взноса. 

Когда же полиция начала дышать ему в спину, мошенник просто сбежал в Париж. И что вы думаете? Там он умудрился «продать» символ Франции — Эйфелеву башню! Позже Фергюсон, уже находясь в США, достиг апогея своей дерзости, сдав в аренду... Белый дом вместе с президентом за 100 000 долларов.

Как это вообще возможно? Почему люди, имевшие немалое состояние и, вероятно, образование, «клюнули» на такую откровенную аферу? Ответ кроется глубоко в нашей психике.

О том, как работают такие манипуляции, рассказала психолог Елена Шершнева. По ее словам, секрет успеха таких аферистов, как Фергюсон, кроется в сознательном включении эмоций в процесс принятия решения.

«Всегда, когда нам что-то предлагается, будь то товар, какая-то мысль или идея, и при этом включаются наши эмоции, намеренно включаются, сразу можно говорить о манипуляции», — подчеркивает эксперт.

В случае Фергюсона это были эмоции:

  • Жадность и эксклюзивность. Возможность получить что-то грандиозное за мизерную цену и еще и тайно.
  • Сочувствие. Легенда о «трудных временах» страны.
  • Важность. Общение с «госслужащим» создавало иллюзию принадлежности к чему-то большому.
  • Психологическая ловушка заключается в том, что эмоции действуют как «выключатель» для нашей когнитивной функции.

«Это может повлиять на нас, снизить нашу когнитивную функцию в данный момент, включить эмоции и подтолкнуть нас к спонтанным, необдуманным покупкам», — объясняет Елена Шершнева.

Ключевые слова здесь — спонтанность и эмоции. Если решение принимается быстро, под влиянием сильного чувства (восхищения, страха потерять выгоду, желания быть особенным), критическое мышление просто не успевает «включиться».

Как распознать манипуляцию и защитить свой кошелек (и мозг): 

  • Остановитесь и выдохните. Если чувствуете сильный эмоциональный толчок («это единственная возможность!», «осталось 5 минут!», «секретное предложение только для вас»), остановитесь.
  • Включите логику. Спросите себя: «Это вообще реально? Какая здесь логика?» Может ли правительство продать Биг-Бен? Очевидно, нет.
  • Проверьте источник. Уважаемый госслужащий, продавая памятники, не будет искать покупателей среди туристов на улице.

История Фергюсона — яркое напоминание: манипуляторы не ищут дураков, они ищут людей в состоянии эмоционального возбуждения. Больше интересного — в проекте «Загублений світ» прямо сейчас: 

Loading...

Не пропусти! Каждый понедельник новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые будут погружать каждого в увлекательные истории, невероятные открытия и тайны, которые формируют наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!

Читай также:

4 ноября 1861 года навсегда вошло в историю как настоящий день рождения украинской железной дороги.
20112025
Стоит заметить, что крыивки когда-то маскировали очень искусно.
Океан кажется вечным и неизменным, но на самом деле он — мастер сюрпризов…
Донецк. 2014 год. Это не просто дата, а точка отсчета, разделившая жизнь Даниила Щербакова на «до» и «после».