Этот немецкий художник, которого называют крупнейшим художественным мошенником в мире, десятилетиями водил за нос лучшие музеи и сбывал именитым коллекционерам фальшивки стоимостью в миллионы евро. Его история - это невероятный сюжет о гении, мошенничестве и потрясающем умении манипулировать арт-рынком.
Одной из самых известных подделок Бельтракки стала картина «Лес», которая якобы была написана выдающимся немецким сюрреалистом Максом Эрнстом. Ее продали на аукционе за 400 000 евро, но впоследствии перепродали за целых 7 миллионов! Даже вдова покойного художника приняла фальшивку за работу своего мужа. Когда же нашлось оригинальное полотно, эксперты отчаянно пытались доказать, что именно оно является фальшивкой!
Всего через несколько лет Бельтракки признался, что подделал аж 25 картин Эрнста, и даже публично продемонстрировал телевизионщикам, как ему удалось имитировать стиль известного художника. По словам короля подделок, в целом он продал более трех сотен фальшивых картин. И большинство из них до сих пор находятся в частных или музейных коллекциях по всему миру.
Родился Вольфганг под фамилией Фишер. В начале 90-х он знакомился с будущей женой Хелен Бельтракки и взял себе ее фамилию. Эта встреча стала судьбоносной. Супруги Бельтракки организовали невиданную до сих пор кампанию изящного художественного мошенничества.
«Его гениальность заключалась в том, что он не копировал существующие картины, а создавал новые. Например, есть какая-то коллекция, описанная в дневниках или списках художника, но какой-то картины, которая там указана, нет. Бельтракки ее писал и продавал как оригинал», - объясняет Наталья Ковтюх, заведующая отделом искусствоведческих исследований Киевского института судебных экспертиз.
Подделки приносили фантастические деньги. Бельтракки был мастером не только кисти, но и психологии, ведь слову супругов о подлинности картин верили арт-дилеры, эксперты и представители аукционных домов. Однако, даже самая тщательно продуманная система дает сбой. Во время работы над «Красной картиной с лошадьми» у Бельтракки закончилась белая масляная краска – цинковые белила. И он заменил их более современным аналогом – титановыми белилами.
«Титановые белила были изобретены в 50-е годы, а художники, которых он подделывал, это начало века. Они еще не могли писать такими красками», - отмечает Наталья Ковтюх.
Новый владелец, известный немецкий искусствовед и бывший директор центра Помпиду в Париже Вернер Шпис, выложил за картину 3,5 миллиона долларов. Он и заказал экспертизу. Однако, даже получив заключение экспертов о подделке, Шпис не мог в это поверить. Он до последнего настаивал, что «Красная картина с лошадьми» - это оригинал.
На суде Вольфганг и Хелен Бельтракки признали свою вину и были приговорены к 6 и 4 годам лишения свободы соответственно. Также их обязали компенсировать 35 миллионов евро убытков, но большинство их афер так и не были расследованы.
«Судебный процесс над Бельтракки очень быстро закончился. Экспертизу других его работ так и не делали. Почему? Потому что в этом процессе были задействованы очень серьезные аукционные дома. Подделки Бельтракки продавались и на Christie's, и на Sotheby's», - подчеркивает Наталья Ковтюх.
Больше о том, как фальшивые шедевры попадают в музеи и частные коллекции, смотри в проекте «Загублений світ» прямо сейчас:
Loading...
Не пропусти! Каждый понедельник новые выпуски информационно-познавательной программы «Загублений світ», которые будут погружать каждого в захватывающие истории, невероятные открытия и тайны, которые формируют наш мир. Смотри премьеру в 17:15 на телеканале 2+2!
Читай также: