Александр Довженко — это имя, которое золотыми буквами вписано в мировую историю кино. Его фильмы поражали Европу и задавали кинематографические тренды задолго до того, как Голливуд набрал свою нынешнюю силу. В СССР Довженко был невероятно популярен, он считался «своим». Но все это закончилось очень внезапно, и причиной стала одна киноповесть — «Украина в огне» (1943 год), посвященная трагическим событиям Второй мировой войны на территории Украины.
Что же такого разоблачил гениальный художник, что расплачивался за это до конца своих дней? Ответ кроется не просто в художественных просчетах, а в самой сути сталинского тоталитарного режима, который не прощал правды о страданиях украинского народа и его геноциде (Голодомор 1932–1933 годов и массовые репрессии).
По словам исследователя истории Акима Галимова, есть две версии того, как рукопись киноповести «Украина в огне» попала в руки Иосифа Сталина. Первая — его похитили в полевых условиях во время войны, а затем он удивительным образом оказался у Лаврентия Берии — председателя НКВД, генерального комиссара государственной безопасности, который был правой рукой Сталина.
«Вором мог быть кто угодно. Лаврентий Берия совсем не читал по-украински, но якобы «доброжелатели» приложили к рукописи перевод на русский язык. В таком виде и со своими комментариями Берия передал киноповесть Сталину», – пояснил Аким Галимов.
По другой версии, Сталин прочитал части повести уже тогда, когда они были опубликованы в Московском журнале на русском языке. Это было в сентябре, уже в ноябре 1943 года Довженко узнал: повесть вызвала большое возмущение Сталина, и теперь он в огромной немилости вождя. 31 января 1944 года режиссера лично вызвал к себе тиран.
«Сегодня годовщина моей смерти. 31 января 1944 года меня привезли в Кремль. Там меня изрубили на куски и окровавленные части моей души были разбросаны на посмешище и поталу на всех собраниях», — вспоминал художник.
Наказание было публичным и жестоким. Сталин лично выступил перед объединенным съездом двух Политбюро с докладом, который имел громкое название: «Об антиленинских ошибках и националистических искажениях в киноповести Довженко «Украина в огне».
Почему такие громкие обвинения? Исследователь Аким Галимов отмечает: в Советском Союзе любое художественное произведение должно было соответствовать официальной идеологии партии и содержать пропаганду. Довженко же обвинили в самом страшном: национализме.
- Страдания украинского народа. Повесть о войне в Украине, подчеркивающая страдания именно украинского народа, была недопустимой. В глазах Сталина это отвлекало внимание от «единой советской семьи».
- Критика советского строя. Второй «коронный аргумент» – несоответствие ленинской идеологии. Для Сталина ссылка на Ленина как на абсолютную политическую мораль была священной. Несоответствие – это богохульство.
- Героизация или правда? Довженко не стал разоблачать «украинских националистов» как каких-то «недостойных предателей», как того требовала партийная линия. Его повесть была о трагедии нации, а не о поиске внутренних врагов.
По словам Сталина, Довженко, который «долгие годы притворялся честным человеком», оказался «буржуазным националистом». Именно за это разоблачение трагедии и акцент на национальной идентичности и пришлось расплачиваться гениальному режиссеру.
Больше о жизни и смерти известного украинского режиссера смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также:
- Электрические часы и вентиляция «как в будущем» в эпоху керосиновых фонарей: впечатляющие инновации первого вокзала Украины
- «Железнодорожный дворец»: как выглядел первый вокзал на территории Украины и где он был построен?
- Как в Украине отреагировали на появление первых поездов и почему считали, что «коровы не будут доиться»: интересные воспоминания очевидцев