«Это наша сугубо украинская самобытная традиция. И очень хорошо, что она сейчас снова возвращается к нам», — говорит исследователь истории Акми Галимов.
Дух предков в золотой соломе
Для наших предков дидух не был простым украшением для интерьера. Это был мощный символ связи между поколениями, живыми и теми, кто уже ушел в вечность. Господин Владимир из Хмельницкой области, бывший военный, который сейчас посвятил себя восстановлению традиций, объясняет, что люди верили – мир разделен: живые господствуют на земле, а духи предков – под ней.
«Поскольку зерно пшеницы сеяли в землю, оно становилось мостиком между этими мирами. Именно в колосках, по верованиям, поселялись души умерших родственников, у которых просили помощи и хорошего урожая на следующий год», — пояснил господин Владимир.
Секреты изготовления: семейное дело
Классический дидух — это сноп из ржаных пучков, искусно переплетенных и обвязанных яркими лентами. Однако каждая семья имела свои «рецепты» его создания. Кто-то использовал только пшеницу, а кто-то добавлял овес или ячмень — все, что дала нива в том году. Это была интимная семейная традиция.
В народе существовало правило: дидух должен был изготовить хозяин дома. Это была исключительно мужская работа, ведь именно глава семьи был ответственным за благополучие и безопасность.
Почетное место и «закрытые двери»
Момент занесения дидуха в дом в Сочельник был магическим. Хозяин торжественно ставил его на укромном месте — в самом почетном месте под иконами, где хранили самое ценное. Считалось, что вместе с этим снопом в дом входит успех и защита от всего плохого.
Интересный нюанс касался одиночества или отсутствия мужчины в доме. Если женщине приходилось заниматься хозяйством одной, она никогда не просила постороннего человека помочь с дидухом.
«На Рождество чужих в дом старались не пускать, чтобы не нарушить энергетику рода. — рассказал Владимир. — Помочь мог только кровный родственник — сын или внук. Моя бабушка, например, делала небольшой пучок пшеницы или ржи собственноручно, потому что хлеб — это святыня, в которую вложен колоссальный труд и время».
Аким Галимов отмечает, что этнографы единодушны: корни этой традиции уходят еще в дохристианские времена. Тогда верили, что духи предков живут в урожае и следят за благополучием семьи.
Больше о том, как языческие традиции переплелись с христианскими, а также — как отмечали Рождество в период Княжеской Украины и Гетманщины, смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также: