Власть приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно преодоления последствий русификации и тоталитаризма». Казалось бы, теперь можно было бы окончательно уничтожить и стереть все российские маркеры с украинских городов и городков. Но, как оказалось, не все так просто. За кулисами декоммунизации разворачиваются настоящие драмы, а имперское прошлое цепляется за каждый уголок.
Самый большой конфликт вокруг декоммунизации, по словам Павла Гай-Нижника, доктора исторических наук и члена экспертного совета по вопросам преодоления последствий русификации при Министерстве культуры, разгорелся в Полтаве. Туда пришлось ехать членам экспертного совета, министру и заместителю министра, чтобы разобраться с ситуацией. Только сейчас там начался демонтаж памятников времен Петра I.
«Местная власть просто возмутилась против решений комиссии и министерства. Возникла юридическая накладка, ведь эти объекты были в подчинении местной власти. Пришлось ставить ультиматумы и предоставлять время на подготовку документов, чтобы де-юре провернуть этот процесс. И это было очень трудно», - рассказал Гай-Нижник.
Это яркий пример того, как глубоко укоренились символы прошлого и как трудно их выкорчевывать. Даже после принятия закона о деколонизации, не все в Украине готовы сразу попрощаться с российским наследием. Некоторые одесские активисты, среди которых дочь и внук писателя Исаака Бабеля, шахматист Михаил Голубев, художник Михаил Рева и писательница Майя Димерли, обратились к ЮНЕСКО и Президенту Украины Владимиру Зеленскому с открытым письмом. Они просили отложить решение о деколонизации культурного наследия до конца войны.
Распри вокруг 19 одесских монументов, среди них и Пушкина, даже попали на страницы зарубежного журнала в декабре 2024 года. Это свидетельствует о международном резонансе, который вызывает украинская деколонизация.
«До полномасштабного вторжения Украина занимала второе место после России по количеству памятников Пушкину – около 60, тогда как у россиян их было 145, - рассказал исследователь истории Аким Голимов, - Причем во многих украинских городах было по несколько таких памятников - например, в Черновцах их было сразу три. Более того, имя этого имперского поэта входило в десятку самых распространенных названий улиц, рядом с улицами Шевченко, Леси Украинки и Лесной. Интересно, что о существовании большинства украинских мест, где обязательно есть памятник и улица Пушкина, сам поэт при жизни даже не догадывался, или максимум был проездом, как вот в Днепре. Это говорит о сознательной политике насаждения русской культуры и нарративов на украинских землях, которая длилась веками».
Закон о деколонизации – это не просто юридический акт, это декларация о намерениях. Это начало сложного и длительного процесса переосмысления, который сталкивается с сопротивлением и вызывает дискуссии. Ведь речь идет не просто о памятниках, а о глубоко укоренившихся следах имперского влияния, которые десятилетиями формировали украинское общество.
Так как же нас русифицировали? Об этом в своем проекте рассказал исследователь истории Аким Галимов:
Читай также: