Речь идет о Кирилловской церкви — одном из старейших памятников города, построенном в первой половине XII века. Именно здесь, на высоких стенах, сохранились образы, переворачивающие представления о древнерусском искусстве.
Исследователь истории Аким Галимов пообщался с заведующим музеем «Кирилловская церковь» Андреем Петренко и приоткрыл завесу над фактом, который обычно остается в кругу узких специалистов. Оказывается, самые старые изображения Рождества в Украине находятся не на выставочных стендах, а именно здесь. Эти фрески были созданы одновременно со строительством храма, более девятисот лет назад.
Что же делает эти изображения такими особенными? Андрей Петренко подробно описал структуру композиции, которая поражает своей сложностью. В центре — само Рождество Христово. Над сценой изображена радуга. Это не просто красивый элемент пейзажа, а глубокий символ союза Бога и человека. Эксперт объясняет интересный физико-духовный момент: если смешать все цвета радуги, получится белый цвет. В церковной традиции это символ Божьей благодати.
По бокам разворачивается настоящий сюжетный сериал. Справа ангелы приносят пастухам радостную весть. С другой стороны шагают волхвы на лошадях. Они спешат
Они спешат найти младенца. Посередине можно увидеть сцену омовения Христа. Часть этой фрески оригинальна, а часть — дополнена более поздней масляной живописью. Такие наслоения эпох создают особую атмосферу живой истории.
Многие могут спросить: неужели в других церквях нет подобного? Оказывается, дело в полноте сюжета. Уже в XII веке существовало два типа изображения этого праздника: сокращенный и полный. В Кирилловской церкви сохранился именно расширенный вариант. По словам Андрея Петренко, это вообще самые древние развернутые композиции, связанные с Рождеством, на территории современной Украины.
Важен и вопрос авторства. Кто создал этот шедевр? Долгое время считалось, что такие сложные работы могли выполнить только византийские мастера. Однако исследования свидетельствуют об обратном. Эти фрески — работа наших, местных художников. Конечно, они работали под влиянием балканских и византийских традиций, но рука мастера была «своя». Это подтверждает, что уже тогда Киев был мощным культурным центром с собственной школой живописи.
Читай также: