Это масштабное выступление украинских крестьян, казаков и мещан против польской шляхты, евреев и униатского духовенства, возглавляемое Максимом Зализняком и Иваном Гонтой, до сих пор вызывает споры и болезненные воспоминания. А что же говорят о тех событиях современные украинские и польские историки?
Для украинской историографии Колиивщина часто предстает как одно из проявлений борьбы за национальное освобождение. Однако, можно ли назвать это движение осознанным политическим проектом, направленным на обретение независимости?
«Группы определенных историков и общественных деятелей проводят какие-то мероприятия, особенно это было заметно в 2018 году, когда была 250 годовщина Гайдамаччини. Был проведен ряд конференций и был издан ряд таких публикаций, и одна из них называлась «Право народа на восстание». И там высказывается такой смелый взгляд, что это движение было на самом деле первой в Европе национальной и социальной революцией 1768 года. На что я бы мог сказать, что это движение было мало связано с современным пониманием того, чем является общество и нация», - отмечает профессор, доктор исторических наук Вадим Ададуров.
Слова Ададурова подчеркивают важную мысль: хотя Колиивщина и была мощным взрывом народного гнева, говорить о ее «модерном» национальном характере в XVIII веке, вероятно, преждевременно. Это было скорее отчаянное сопротивление угнетенных масс против невыносимых условий жизни, а не спланированная политическая борьба за государственность в современном понимании.
Для поляков же Колиивщина – это глубокая рана в исторической памяти, которая до сих пор отзывается болью.
«Некоторые польские историки проводят параллели между Уманской резней и Волынской трагедией, которая для поляков известна как «Волынская резня». Общим знаменателем здесь является чрезвычайная жестокость, сопровождавшая эти события, и использование холодного оружия против мирного населения», - отметил исследователь истории Аким Галимов.
Польский историк и научный сотрудник института истории Тадеуша Мантофеля Польской академии наук в Варшаве Адам Данильчик объяснил, что для поляков, которые занимаются этим фрагментом истории, это всегда будет восприниматься как нечто негативное из-за масштаба этой трагедии.
«Потому что сложно объяснить такую жестокость. Одно дело воспринимать битвы, где гибнут солдаты, которые стоят друг против друга, где оба имеют оружие и стреляют, а иначе воспринимается, когда убивают детей, женщин», - отметил Адам Данильчик.
Чем же на самом деле была Колиивщина и каковы причины этого явления? Что побудило людей совершать такие жестокие убийства? О реальной истории гайдамаков смотри в проекте исследователя истории Акима Галимова прямо сейчас:
Читай также:
- Превосходил Париж: какой украинский город времен Руси был настоящим гигантом и соревновался за первенство только с Киевом?
- Петлюра, Скоропадский и другие: драма украинской политической миграции 1920-1954 годов
- Украинская империя на Дальнем Востоке: как жители «Зеленого Клина» требовали автономии и присоединения к УНР?