От Парижа до Токио политика Car-free меняет образ жизни местных жителей и превращает исторические кварталы в зоны, где пешеход — главный участник городского движения.
Загазованность воздуха стала глобальной проблемой: транспорт производит четверть всех выбросов парниковых газов, а личные автомобили выделяют около 270 граммов CO2 на километр на человека. Вредные частицы выхлопов приводят к астме, аллергии, сердечно-сосудистым заболеваниям и даже раку лёгких. Ежегодно от загрязнённого воздуха умирает около трёх миллионов людей.
Европейские страны реагируют на эту угрозу: Европарламент обязал сократить автомобильные выбросы на 37,5% к 2030 году. Города активно внедряют Car-free зоны, где автомобили либо ограничены, либо запрещены полностью.
- Париж ещё в 2014 году запретил движение машин с чётными номерами на один день — загрязнение воздуха снизилось на 30%. С 2016 года в центр города не могут въезжать автомобили старше 1997 года выпуска.
- Венеция исторически не могла позволить автомобилям передвигаться по узким каналам и улочкам, поэтому главным транспортом остаются лодки. Город пошёл дальше: даже велосипеды ограничены, чтобы пешеходы могли свободно передвигаться.
- Гальштат в Австрии перекрыл центр для машин, устроив парковки на окраинах.
- Лондон, Мадрид и Рим вводят плату, штрафы и специальные разрешения, чтобы уменьшить въезд неэкологических автомобилей.
- Осло, Брюссель, Токио и Афины активно стимулируют использование электромобилей и ограничивают дизельные авто. Эффект заметен: исчезновение смога, снижение шума и улучшение качества жизни.
- К 2040 году полная запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания ожидается в Германии, Великобритании, Франции и Испании.
Что могут сделать сами жители: преодолевать короткие расстояния пешком или на велосипеде, отдавать предпочтение общественному транспорту, а при покупке автомобиля выбирать электро или гибридный вариант.
Города без машин показывают, что освобождённые от авто центры становятся здоровее, тише и удобнее для жизни. Люди дышат чистым воздухом, города становятся безопаснее, а пешеход получает пространство для прогулок, работы и отдыха. Даже небольшие изменения в повседневных передвижениях помогают снизить выбросы и сделать городскую жизнь комфортнее для всех.
Читай также: